В последнее время для психопрофилактики и гигиены, поддержания
физического и психического здоровья начинают широко применяться
немедикаментозные методы, опирающиеся на богатый опыт традиционных
гимнастик Запада и Востока.
Среди них достойное место занимают славянские методы, которые находят
все большее и большее признание в нашем обществе. Славянские
оздоровительные практики, основанные на глубоких традициях, могут
рассматриваться как разновидность так называемой телесно-ориентированной
психотерапии, воздействующей на психику человека посредством его тела.
Согласно теоретическим положениям телесно-ориентированной психотерапии,
психические напряжения, стрессы, тревожность выражаются в мышечных
зажимах и блокировках. Устраняются они тем или иным способом воздействия
на тело: массажем, особыми позами и движениями. Телесно-ориентированной
психотерапией в настоящий момент называют группу психотерапевтических
методов, ориентированных на изучение тела, на исследование того, как
потребности, желания и чувства проявляются в различных телесных
состояниях, и на обучение способам решения проблем в этой области. Наиболее известными и основополагающими видами
телесно-ориентированной психотерапии являются биоэнергетический анализ
Лоуэна, структурная интеграция Рольф (рольфинг), первичная терапия
Янова. Всеони базируются на работах известного австрийского психиатра и
психоаналитика Вильгельма Райха, на его методе характерологического
анализа. Он полагал, что механизмы психологической защиты и связанное с
ними защитное поведение способствуют формированию «мышечной брони»,
выражающейся в напряжении различных групп мышц, стесненном дыхании и т.
д. Противостоять психологическим защитным механизмам можно путем
изменения телесного состояния и воздействия на напряженную область. Райх
создал техники уменьшения хронического напряжения в каждой группе мышц,
когда с помощью физических воздействий высвобождаются завуалированные
эмоции и чувства. Райх рассматривал ум и тело человека как нерасторжимое
целое и подчеркивал, что освобождение от мышечного панциря, искажающего
психологическое и физическое функционирование, есть необходимое
дополнение к психоанализу. Свой метод лечения неврозов он называл
«биофизической органной терапией». При работе с мышечным панцирем Райх
обнаружил, что освобождение хронически зажатых мышц часто порождает
особые физические ощущения - чувство тепла или холода, покалывание, зуд
или эмоциональный подъем. Райх считал, что мышечный панцирь представляет
собой семь основных защитных сегментов, состоящих из мышц и органов
соответствующих функций. Эти сегменты образуют семь горизонтальных
колец, расположенных перпендикулярно позвоночнику. Основные сегменты
панциря находятся в области глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота и
таза. Телесно-ориентированная терапия Райха состоит прежде всего в
распускании панциря в каждом сегменте, начиная с глаз и кончая тазом.
1. Глаза. Защитный панцирь в области глаз проявляется в неподвижности
лба и «пустом» выражении глаз.
2. Рот. Оральный сегмент включает мышцы подбородка, горла и затылка.
3. Шея. Этот сегмент включает мышцы шеи и язык.
4. Грудь. Сегмент включает широкие мышцы груди, мышцы плеч, лопаток,
грудной клетки, рук с кистями.
5. Диафрагма. Этот сегмент включает диафрагму, солнечное сплетение,
различные внутренние органы, мышцы нижних позвонков.
6. Живот. Сегмент живота включает широкие мышцы живота и мышцы спины.
7. Таз. Все мышцы таза и нижних конечностей. Каждый сегмент более или
менее независим, с ним можно работать отдельно. Райх обнаружил, что, по
мере того как распускается мышечный панцирь, фундаментально меняется
жизнь человека. В распускании панциря используются следующие средства:
- накопление в теле энергии посредством глубокого дыхания;
- прямое воздействие на хронические мышечные
- зажимы посредством давления, пощипывания и т. д.;
Рассмотрение совместно с пациентом сопротивлений и эмоциональных
ограничений, которые при этом выявляются. Разработанные Райхом методики
дыхания, эмоционального раскрепощения, усиления напряжения в
заблокированных областях тела легли в основу структурной интеграции
(рольфинга), биоэнергетического анализа Лоуэна и других психотехник.
Метод структурной интеграции - ролъфинг - разработала Ида Рольф. Он
основан на психотерапевтических взглядах Райха и представляет собой
прямое физическое вмешательство, используемое для психологической
модификации личности. По мнению Иды Рольф, правильно функционирующее
тело предполагает прямую осанку и минимум энергетических затрат. Под
влиянием стресса происходят патологические изменения, и наиболее сильные
из них касаются фасций - соединительно-тканных оболочек, покрывающих
мышцы. Рольфинг предлагает работать прежде всего с фасциями, которые
являются связующей тканью, поддерживающей и связывающей мышцы и
скелетную систему. Цель структурной интеграции - привести тело к
мышечному равновесию, лучшему соответствию линиям тяжести, оптимальной
позе, при которой можно провести прямую линию через ухо, плечо,
бедренную кость и лодыжку. Это ведет к уравновешенному распределению
веса основных частей тела и, как следствие, к более эффективной работе
организма.Рольфинг основан на глубоком массаже с помощью пальцев и
локтей. Этот массаж может быть очень болезненным. Чем сильнее
напряжение, тем сильнее боль и тем больше необходимость в подобном
манипулировании. Процедура рольфинга состоит из основных занятий, во
время которых происходит реорганизация всего тела. Как и в терапии
Райха, основное значение для общего здоровья имеет таз. Еще один вид
телесно-ориентированной психотерапии - биоэнергетический анализ Лоуэна.
На Лоуэна большое влияние оказал Райх, у которого он был учеником.
Биоэнергетика берет свое начало в предложенной Райхом системе
органотерапии, которой также занимался Лоуэн. Впоследствии он стал одним
из основателей института биоэнергетического анализа. Основное внимание в
телесно-ориентированной технике Лоуэна уделяется исследованию функций
тела в их отношении к психике. По мнению Лоуэна, личность и характер
отражаются в физическом строении, неврозы проявляются в телесном облике -
в строении тела и движениях. Предпосылкой биоэнергетического анализа
является положение о том, что ощущения, которые испытывает человек от
собственного тела и которые проявляются в движениях, служат ключом к
пониманию эмоционального состояния. Единая энергия, заключенная в теле,
проявляется и в психических феноменах, и в движениях. Эта энергия и есть
биоэнергия. Целью биоэнерготерапии является воссоединение сознания и
тела, для чего необходимо избавиться от помех, препятствующих
спонтанному освобождению тела от напряжения. По Лоуэну, закрепощенность
тела препятствует свободной циркуляции энергии. Телесная ригидность
проявляется в виде мускульной зажатости и образует зоны напряжения в
теле. Терапия обеспечивает снятие напряжения с помощью физических
упражнений и определенных поз, направленных на разблокирование этих зон,
на расслабление мускульной брони. Важным элементом биоэнергетической
терапии является обучение тому, как стать «заземленным» и слиться с
природой. Биоэнергетика подчеркивает необходимость «заземления» или
укоренения при физических, эмоциональных и интеллектуальных процессах.
Биоэнергетическая работа часто концентрируется на ногах и тазе, чтобы
установить лучшую, более укорененную связь с землей. Лоуэн учел ошибки
Райха и употреблял более приемлемые термины: так, он говорил о
биоэнергии, а не об органе (этот термин воспринимался научной
общественностью в штыки). Биоэнергетика в США распространена больше, чем
метод Райха. В классической телесно-ориентированной психотерапии есть
ряд важных понятий, которые имеют основополагающее значение: «энергии»,
«мышечная броня», «почва под ногами» и т. д. С аналогичными понятиями мы
сталкивается при изучении традиционной Славянской гимнастики. Здесь
есть «Жива» - эквивалент энергии, «мышечная броня» у славян известна в
виде «западок», а «почва под ногами» - самая характерная особенность
славянских практик. При их выполнении обязательно «врастают» в землю
ступнями. Человек уподобляется Мировому Древу. А как может древо быть
без корней?! Укоренение питает три Царства: серебряное, медное и
золотое, что перекликается с биоэнергетикой Лоуэна, который считал, что
заземление необходимо при физических (серебряное Царство), эмоциональных
(медное Царство) и интеллектуальных (золотое Царство) процессах. Наши
предки знали, что «человека внутреннего» можно наблюдать опосредованно
через физическое тело. Любая информация, подкрепленная сильной энергией,
через энергетические прослойки попадает в тело, в частности, в мышцы,
отражаясь там в виде всевозможных зажимов - «западков». На Руси всегда
были целители, которые могли «выкручивать» их из тела. Путем правки
суставов и лаженья мышц, целители настраивали «струны жизни» в организме
для его правильного функционирования. Говоря современным языком,
проводили энергоинформационную коррекцию посредством влияния на тело.
Для этой же цели предлагались гимнастические практики, такие как «Жива»,
«Вейга», «Блоки». В целом любые упражнения Славянской гимнастики своей
неторопливостью, мягкостью и вдумчивостью уравновешивают высокий темп
современной городской жизни, компенсируя его негативные побочные
результаты. Требуя полного раскрепощения, релаксации, свободы от
напряжения и неестественности, они доступны человеку любого возраста без
ограничений. Представляя собой сочетание физических движений и
ментального компонента, Славянская гимнастика является системой,
направленной на всего человека в целом, причем идеалом является
достижение гармонии физических и психических сил. Согласование движения и
воображения создает комплексное воздействие на все жизненные про-
цессы, гармонизируя их различные проявления. Расслабленные, медленные,
спокойные движения тела успокаивают и уравновешивают протекание
психических процессов (внимания, воображения, мышления), а психическая
деятельность, направленная на управление движением и сопровождение его
определенными образами воображения, облегчает и оптимизирует протекание
физиологических процессов в организме. В Славянской гимнастике
происходит симбиоз тела и психики. Другим названием этих практик,
отражающих их суть, является динамическая медитация. Медитация (от лат.
meditatio) буквально означает «размышление». В это понятие вкладывают
различные смыслы, но все варианты включают внутреннее сосредоточение и
изменение состояния сознания. Это внутреннее сосредоточение может быть
достигнуто либо в статическом положении, либо в движении, где статика
всего лишь частный случай движения. При измененном состоянии сознания,
будучи в так называемом кураже, занимающийся, следуя законам природы,
упорядочивает свои энергетические потоки, увеличивает резервные
возможности, расширяет границы познания, стабилизирует сознание, вызывая
у себя ощущение целостности бытия, снимает противоречия между внешним и
внутренним, психикой и телом, мыслью и действием, покоем и движением. В
результате медитирующий приводит себя в состояние равновесия или
гармонии, что является антитезой дисбалансу, а значит - болезни,
достигая таким образом оздоровления всего организма. Ключ к управлению
телом лежит в нашем сознании. Правильно пользуясь этим ключом, мы можем
контролировать функции своего организма, избавляясь от болезней и
поддерживая хорошее самочувствие. Славянская гимнастика является
прекрасным средством отвлечения от беспокоящих мыслей и тревожных
состояний, средством успокоения, релаксации, отдыха. В этом качестве она
выполняет роль психологической коррекции. Психологическая коррекция -
один из методов реабилитации, включающий лечебное самовнушение,
самопознание, нейросоматическую тренировку, седативную и активизирующую
психотренировку, осуществляемую в условиях мышечной релаксации и ведущую
к самовоспитанию и психической саморегуляции организма. Кроме того,
психокоррекция рассматривается как одна из необходимых и эффективных
форм лечебной физической культуры, использующая общеразвивающие,
специальные дыхательные и другие физические упражнения для релаксации
мышечного тонуса, который является отраженным рефлекторным проявлением
высшей нервной деятельности, активно влияет на процессы мобилизации и
снижения уровня возбуждения в центральной нервной системе, а
следовательно, и на деятельность всех органов и систем человека.
Физические аспекты психокоррекции заключаются в следующем:
- выработка умения регулировать тонус поперечно-полосатой и гладкой
мускулатуры туловища и конечностей, или дифференцированного мышечного
расслабления;
- мысленная регуляция интервалов фаз вдоха и выдоха;
- овладение навыками редуцированного, медленного поверхностного
дыхания, а также дифференцированного ощущения частей своего тела.
Задача психокоррекции - научить пациента не только создавать
доминанту, но и, главное, подчинить ее своей воле, то есть управлять
доминантой в целях подавления патологической импульсации из больного
органа или очага. Поэтому определяющим и базисным элементом явля-ется
тренировка мышечной релаксации, на основе которой реализуются все приемы
аутогенного воздействия. Все эти задачи успешно решает Славянская
гимнастика. У ежедневно занимающихся отмечается улучшение общего
состояния, меньшая подверженность стрессовым влияниям, развитие воли,
сосредоточенности ума, воображения; создается определенный творческий
интерес, обогащающий жизнь новым содержанием. Длительные и регулярные
занятия могут привести к улучшению всех личностных проявлений.
Развивается терпеливость, устойчивость к неблагоприятным факторам.
Состояние спокойствия, уравновешенности, собранности, порождаемое
практикой Славянской гимнастики, постепенно благодаря регулярным
занятиям способно стать постоянным. В целом рекомендуемый метод является
разносторонней и сбалансированной системой упражнений, оказывающих
мощное позитивное воздействие на психику. Из всего вышесказанного
становится очевидным, что славянские традиционные практики являются
очень древними способами оздоровления без лекарств, на многие сотни лет,
а то и тысячелетия опередившими широко известные ныне методы
телесно-ориентированной психотерапии Райха, Лоуэна и др. К сожалению,
длительное время они были преданы забвению, но теперь интерес к ним стал
возрастать вновь. Надеемся, что бесценное наследие наших предков сможет
радовать всех тех, кто не будет проявлять пассивность и ждать
оздоровления «яко манны небесной», а смело вступит на путь Древней
Традиции.
Хранительиз книги "Славянская гимнастика”
Источник