Каша была известна с глубокой древности всем земледельческим народам. В
русских письменных памятниках это слово встречается в документах конца
ХII в., однако археологических раскопках находят горшки с остатками каш в
слоях IХ - Х вв. Слово "каша" происходит, по мнению лингвистов, от
санскритского "каш", что означает «дробить, тереть».
Почему же на Руси всегда с таким почтением относились к
каше? Корни обрядового отношения к столь, казалось бы, простой пище
кроется в нашем языческом начале. Известно из рукописей, что каша
преподносилась Матери Земле, Святым угодникам в надежде на благополучие,
Богам земледелия и плодородия, чтобы попросить хорошего урожая на
следующий год. Богам, как известно, предлагалось только все самое
лучшее.
А иметь возможность есть ежедневно то, что Боги могут позволить себе раз в год, согласитесь, приятно.
Каша - это очень полезный, питательный, вкусный и, что немаловажно,
недорогой продукт. Без традиционной русской каши на столе не возможно
было себе представить ни одно торжество или праздник. Причем к разным
значимым событиям обязательно готовилась определенная обрядовая каша.
Это отражается в пословицах:
"Каша - кормилица наша"
"Русского мужика без каши не накормишь"
"Без каши обед не в обед"
"Щи да каша - пища наша"
"Борщ без каши вдовец, каша без борща – вдова "
У некоторых народов нашей страны кашею, которую называли "бабкиной",
встречали новорожденного. На свадьбе непременно варили кашу жених с
невестой, что было обязательной частью свадебного церемониала - "Хозяйка
красна – и каша вкусна ". Кашу варили на крестины и именины, кашей
(кутьей) поминали человека, провожая его в последний путь на похороны
или поминки.
Без каши собственного оригинального приготовления нельзя было принять
гостей. Причем каждая хозяйка имела свой собственный рецепт, который
хранился в тайне.
Готовилась каша обязательно перед большими сражениями, а уж на победных
пирах без "победной" каши не обходилось. Каша служила символом
перемирия: для заключения мира обязательно нужно было готовить "мирную"
кашу.
В древних русских летописях сами застолья часто именовали "кашей":
например, на свадьбе Александра Невского "кашу чинили" дважды - одну при
венчании в Троице, другую во время всенародного гуляния в Новгороде.
Кашу обязательно готовили по случаю начала большого дела. Отсюда пошло выражение "заварить кашу".
Каша на Руси "определяла" даже отношения между людьми. О человеке
ненадежном и несговорчивом говорили: " с ним каши не сваришь". Когда
работали артелью, то готовили кашу на всю артель, поэтому долгое время
слово "каша" было синонимом слова "артель". Говорили: "Мы в одной каше",
что означало в одной артели, в одной бригаде. На Дону еще сегодня можно
услышать слово "каша" в этом значении.
Каждый праздник обязательно отмечался своей кашей. Каша рождественская
не была похожа на кашу, которую готовили по случаю сбора урожая; особые
каши (из смеси круп) готовились девушками на день Аграфены Купальницы
(23 июня). Ритуальную кашу варили в наиболее важные для людей дни:
накануне Васильева дня (см. Васильев вечер), в канун вербного
воскресенья, в Духов день, когда справлялись именины Земли, в купальскую
ночь, во время дожинок, в первый день молотьбы нового урожая, в осенний
девичий праздник кузьминки и т.д. День св. Акулины-гречишницы считался
даже днем каш.
На Руси была популярна полбенная каша, которую варили из мелкой крупки,
приготовленной из полбы. Полба - это полудикий сорт пшеницы, которая
еще в ХVIII веке выращивалась на Руси в большом количестве. Вернее
сказать, полба росла сама по себе, была не прихотлива и не требовала
никакого ухода. Ей не страшны были ни вредители, ни сорняки. Полба сама
уничтожала любой сорняк. Полбенная каша была хоть и грубой, но очень
полезной и питательной. Постепенно "культурные" сорта пшеницы вытеснили
полбу, т.к. она плохо обшелушивалась. Зерно полбы срастается с цветочной
оболочкой, создавая с ней практически единое целое. К тому же,
урожайность полбы была намного ниже, чем у культурных сортов пшеницы.
Полба, или двузернянка, — это древнейший вид культурной пшеницы
(Triticum diciccon). Сейчас ее почти вытеснили более урожайные сорта
мягкой и твердой пшеницы, но сейчас наблюдается возрождение производства
полбы, потому что у полбы есть огромное преимущество перед другими
сортами пшеницы — засухоустойчивость. В полбе много белка, от 27% до
37%, а глютена мало, поэтому люди, страдающие аллергией на клейковину,
могут спокойно эту кашу есть. Полба богаче железом и витаминами группы
В, чем обычная пшеница, и имеет приятный ореховый привкус. Полба
выращивается на Кавказе: возобновлены ее посевы в Дагестане и
Карачаево-Черкесской республике. Здесь она называется "зандури".
Продается сегодня в России и американская полба. Называется она
"спельта". Иногда можно встретить полбу, выращенную в Европе. Все это
вносит некоторую неразбериху, но и "полба", и "зандури", и "спельта", и
"камут", названия одного и того же растения, старорусской полбы. Причем и
в Америку, и в Европу она попала из России.
В давние времена кашей назывались блюда, приготовленные не только из
круп, но и из других измельченных продуктов (рыбные, гороховые,
хлебные). Огромное разнообразие русских каш определялось, прежде всего,
многообразием сортов круп, которые производились в России. Из каждой
зерновой культуры делалось несколько видов круп - от целых до дробленных
различным образом.
Самой любимой и популярной кашей у русских была гречневая (грешновая,
гречишная, гречнёвая, грешна) и уже в ХVII в. считалась национальным
русским кушаньем, хотя и появилась довольно поздно - в ХV в. О ней же и
пословица: "Горе наше – гречневая каша: поел бы такой, да нет ни какой
". Помимо цельного зерна - ядрицы, идущей для крутых, рассыпчатых каш,
делали и более мелкую крупу – «велигорку» и совсем мелкую –
«смоленскую».
Каша, приготовленная из целых или раздробленных зерен ячменя,
называлась: ячная, ячневая, житная, жито толченое, гуща, глазуха,
перловка. Житной эта каша называлась в северных и среднерусских
губерниях, где, словом жито обозначался ячмень. Жито толченое, ячневая -
каша, приготовленная из мелкодробленого зерна. Словом гуща в
Новгородской, Псковской, Тверской губерниях называлась крутая ячменная
каша из цельных зерен. Она была там столь популярна, что новгородцев на
Руси даже называли "гущеедами". Термин "глазуха" употреблялся для
обозначения каши, сваренной из ячменя с горохом. Горох в каше полностью
не разваривался, и на ее поверхности были видны "глаза" - горошины.
Перловка - это каша, сваренная из цельных зерен, сизо-серый цвет которых
и слегка продолговатая форма слегка напоминали "жемчужное зерно" -
перл. Из ячменя делали три вида крупы: перловую - крупные зерна
подвергались слабой шлифовке, голландку - зерна более мелкие шлифовались
до белого цвета, и ячневую - совсем мелкая крупа из нешлифованного
(цельного) зерна. Ячневые каши были любимым кушаньем Петра Первого. Он
признавал "ячную кашу самою спорою и вкусною".
Каша из овса (овсяная каша, овсянка) могла вариться как из цельных, так
и раздробленных зерен. Она нравилась своей питательностью и быстротой
приготовления. Ее можно было сварить на легком таганке, не растапливая
русскую печь или плиту.
Ячменная и овсяная каши варились с глубокой древности по всей России,
как в деревнях, так и в городах и подавались, в основном, в будние дни.
Пшенная каша (просовая, белая - приготовленная из проса), была известна
русским также давно, как овсяная и ячменная. Слово пшено впервые
упоминается в письменных документах ХI в. Пшенная каша употреблялась как
в будни, так и во время праздничного застолья.
Пшеница, превращенная в очень мелкую крупу, использовалась для
изготовления манной каши. Слово "манна " - старославянское и восходит к
греческому слову "manna " - пища. Она подавалась только детям и
готовилась обычно на молоке.
Рисовая каша появилась в ХVIII в, когда в Россию был привезен рис,
употреблялась в основном в городах. В рацион питания крестьян она
входила очень медленно и называлась каша из сорочинского пшена. В
богатых домах ее использовали в качестве начинки для пирогов. Кроме того
из нее с течением времени стали готовить кутью.
Наряду с кашами из цельных или дробленых зерен традиционными для
русских были "мучные каши", т.е. каши из муки. Они назывались обычно
мукаваши, мукавешки, муковинки, муковки. Некоторые из этих каш имели и
специальные названия, в которых нашли свое отражение способы
изготовления каши, ее консистенция, вид муки, использованный для
изготовления: толокняха, (толокнушка, толоконник), соломат (саламат,
саламата, саламаха), кулага (солодуха, киселица), гороховка, завариха,
загуста (густяха, густушка) и т.п.
Толокняха приготавливалась из толокна, представлявшего собой ароматную,
пушистую муку из овса. Толокно изготавливалось своеобразно: овес в
мешке опускался на сутки в речку, затем томился в печке, сушился,
толокся в ступах и просеивался через сито. При изготовлении каши толокно
заливалось водой и растиралось мутовкой, чтобы не было комков.
Толокняха была с ХV в. одним из самых употребительных народных кушаний.
Соломат - жидкая каша из ржаной, ячменной или пшеничной прожаренной
муки, заваренной кипятком и распаренной в печи иногда с добавлением
жира. Соломат - пища для русских давняя. Она упоминается уже в
письменных источниках ХV в. Слово же "соломат " заимствовано русскими из
тюркских языков. Гороховка - каша из гороховой муки. Кулага - кушанье,
приготовленное из ржаного солода - пророщенного и распаренного в печи
зерна и ржаной муки. После варки в печи получалась сладковатая каша.
Завариха - каша из любой муки, всыпаемая при варке в кипящую воду при
непрерывном помешивании. Густиха - густая каша из ржаной муки.
Каши приготавливались в каждом доме, как для будничной, так и для
праздничной трапезы. Они могли употребляться с молоком, коровьим или
растительным маслом, жиром, медовой сытой, квасом, ягодами, жареным
луком и т.д. На праздничный стол ставили обычно три каши: пшенную,
гречневую и ячменную. Источник
В Мой Мир
Обсудить на нашем форуме
|