Шестица, 27.04.2024, 01:50Главная | Регистрация | Вход

Форма входа

Навигация

Мини-чат



Лунный День

Коляды Даръ 7531

Поиск по сайту

Живая Буквица

Алтайский мёд

Наследие Предковъ

Мудрословие

Наше Потомство

Музыка Света

Русь в картинах

Славянский софт

Русский Домострой

Деревенская Жизнь

Запретные находки

Наш Опрос

Для Счастья мне не хватает...
Всего ответов: 530

Славянская музыка

Наши Друзья

Кнопка сайта



РОДобожие - Славяно-Арийская Культура - Наследие Предковъ.

Помощь сайту


Купить Алтайский мёд с личной пасеки

Ваша помощь
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку
Яндекс Деньги: 410011010026666

Сегодня были

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Рейтинг Славянских Сайтов



Голосуйте за наш сайт в каталоге Rubo.Ru















Яндекс.Метрика
Наследие Предковъ
Главная » Статьи » ВеРА » Праздники

ТРАДИЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВСТРЕЧИ ПРАЗДНИКА БОГА КУПАЛА У СТАРОВЕРОВ И РОДНОВЕРОВ. Часть 1.

ТРАДИЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВСТРЕЧИ ПРАЗДНИКА БОГА КУПАЛА У СТАРОВЕРОВ И РОДНОВЕРОВ.

 

Традиционные особенности встречи праздника Бога Купала у Староверов и Родноверов.

Празднование дня Бога Купала восходит к древним традициям наших Предков, которые сохранилась как на Урале и в Сибири, так и в средней полосе России и на Украине. В Сибири традиция сохранена Православными Староверами, а в средней полосе и на юге – Православными Родноверами. В данной статье хотелось бы рассказать читателям как о Сибирской традиции встречи праздника Бога Купала, так и о сохранившейся традиции встречи праздника Купало, Семиярило на Украине. Есть отличия у этих традиций, вместе с тем, они очень похожи. Самое главное отличие это по датам- Староверы празднуют Купало 7 июля, а Родноверы приурочивают его к дню летнего солнцестояния (22 июня), совмещая с праздником Бога Хорса (Семиярило).

 

О том что праздник в былые времена отмечалсч 7 июля (по современному календарю) говорят дореволюционные этнографические исследования. Например. Забылин М. "Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия" 1880г. изд. : "День Рождества Св. Иоанна Предтечи, соверш. 24 июня (по старому стилю или 7 июля по новому) составляет один из особенно торжественных праздников не только в славянском мире, но почти во всей Европе. Праздник этот в народе известен под названием Ивана Купалы. Отмечается накануне дня Св. Иоанна Предтечи...."

Стоглавый собор : «Против праздника Рождества великого Иоанна Предтечи, и в ночи на самый праздник, и в весь день и до нощи, мужи и жены и дети в домех и по улицам ходя и по водам глумы творят всякими играми, и всякими скомрашествы, и песни сатанинскими и плясками, гусльми и иными многими виды и скаредными образовании. И егда нощь мимо ходит, тогда отходят к роще с великим кричанием, аки бесы омываются росою».

В указе 1721 года, 17 апреля сказано: «К тому ж будто бы воспоминают мерзких идолов, в них же был некий идол Купало, ему же на Велик день (Иоана Предтечи) приносили жертву оным купанием; о чем пространно зрится в Летописце Киевском». Об этом же писали и Глинка Г.А. и Сахаров И.П.и другие.

Праздник Бога Купала в Урало-Сибирской Традиции Православных Староверов.

 

 

Традиционные особенности встречи праздника Бога Купала у Староверов и Родноверов.

Традиционные особенности встречи праздника Бога Купала у Староверов и Родноверов.

Староверы считают, что праздник Бога Купала не приурочен к дню летнего Солцестояния. В день летнего Солнцестояния они празднуют Родоницу переходящую в день Бога Хорса. Праздник Бога Купала до революции 1917 г. праздновался именно 22-23 июня (по Юлианскому календарю), а в современное время празднуется, в связи со сдвигом в календарях 7 июля (по Григорианскому календарю), а не в день летнего Солнцестояния.

Сдвиг в числах празднования произошёл тогда, когда после революции в России (Луначарским и Лениным) был принят (современный) Григорианский календарь. Поэтому, из-за отставания Юлианского календаря, от ныне принятого Григорианского, праздник в наше время празднуется 7 июля.

БОГ КУПАЛА (Купало) – Бог, который даёт человеку возможность сотворить всякие омовения и проводит Обряды Очищения Телес, Души и Духа от различных хворей-болезней. Он Бог, наставляющий на радостную и счастливую жизнь. Купала – весёлый и прекрасный Бог, одевающийся в лёгкие белые одеяния, украшенные цветами. На голове Бога Купалы венок из прекрасных цветов. Купалу почитали как Бога тёплого времени Лета, полевых цве­тов и полевых плодов.

Многие Славянские Роды, занимающиеся полевод­ством, почитали Бога Купалу наравне с Богиней Макошью и Богиней Тарой, а также Богами – Перуномъ и Велесомъ. Перед началом жатвы и сбором полевых плодов, в честь Бога Купалы проводился праздник, на котором Богу Купале, а также всем Древним Богам и Предкам приносили безкровные жертвы.

 

Традиционные особенности встречи праздника Бога Купала у Староверов и Родноверов.

Традиционные особенности встречи праздника Бога Купала у Староверов и Родноверов.

На празднике Православные Староверы свои безкровные жертвы и требы бросают в огонь Священного Свастичного Жертвенника, чтобы всё принесённое в жерт­ву появилось на праздничных столах Богов и Предков. После принесения безкровных жертвоприношений от жи­вого огня Священного Свастичного Жертвенника общин­ники зажигают свечи и огневицы, которые закрепляют на венках и плотиках и отправляют по течению рек. При этом на свечу или огневицу, Православные Старове­ры из различных общин наговаривают свои со­кровенные желания или просьбы об избавлении от хворей-болезней, всяческих неудач, различных проблем и т.п. Этот обряд можно объяснить следующим образом. Горящая свеча или огневица освещает просьбу или жела­ние общинников, вода реки запоминает их и, испаряясь, поднимается к Небесам, донося до Богов все просьбы и желания Православных Староверов.

На празднике каждый из Православных Староверов должен пройти полное очищение, дабы полностью очищенным приступить к сбору полевых плодов и к началу полевой жатвы. Полное очищение Православных Старове­ров состоит из трех частей:

Первое очищение (Очищение Тела). Каждый присутству­ющий на празднике в День Бога Купала должен омыть своё тело в священных водах (реки, озера, водоёма и т.д.), чтобы смыть с себя усталость и грязь.

 

Традиционные особенности встречи праздника Бога Купала у Староверов и Родноверов.

Традиционные особенности встречи праздника Бога Купала у Староверов и Родноверов.

Второе очищение (Очищение Души). Для того, чтобы присутствующие на празднике в День Бога Купала могли очистить свою Душу, возжигают большие костры, и все желающие прыгают через эти костры, ибо Огонь сжигает весь негатив и очищает Душу человека.

 

Традиционные особенности встречи праздника Бога Купала у Староверов и Родноверов.

Традиционные особенности встречи праздника Бога Купала у Староверов и Родноверов.

Третье очищение (Очищение Духа). Каждый Старовер, присутствующий на празднике в День Бога Купа­ла, а также желающие могут очистить и укрепить свой Дух. Для этого из горящих углей большого костра создают Ог­ненный Круг, по которому Староверы из различ­ных родовых Славянских общин ходят боси­ком. Тех желающих, кто впервые решился пройти по уг­лям, дабы очистить и укрепить свой Дух, общинники ве­дут через Огненный Круг за руку.

 

Традиционные особенности встречи праздника Бога Купала у Староверов и Родноверов.

Традиционные особенности встречи праздника Бога Купала у Староверов и Родноверов.

Этот праздник неразрывно связан и с другим событием древности. В древние времена Бог Перунъ освободил на Кавказе из плена своих сестёр и отправил их очиститься в водах Священного Ирия (Иртыша) и в Сметанном Чистом Озере (о. Зайсан). Об этом событии также повествуется в пятом клубке Песен Птицы Гамаюн.

В связи с тем, что Купала является Богом-Покровителем Небесного Чертога Коня во Сварожьем Круге, в этот день принято купать коней, заплетать в гривы разноцветные ленты и украшать их полевыми цветами.

Гимн-Правьславление Богу Купале:

Купала, Бозе наш! Славен и Триславен извечно Буди! Тя все-родно прославляем, на земли наша призываем! Даруешь всяко очищение, для Бозех наша в правьславление! Даруешь родам наша обильну жатву на полях страдных, и полные закрома в хоромах наша. И Тебе мы славу поём ныне и присно и от Круга до Круга! Тако бысть, тако еси, тако буди!

Гимн Богу Купале:

В святый Денъ Бога Купалы

От великаго и до мала

Собирайтеся, очищайтеся,

Во святой реце во святым огне

Собирайтеся, очищайтеся

Славься Бозе наш Перун,

Славься Птица Гамаюн,

И все Предки наша,

Лада-Матерь наша;

Славься Мудрый Бог-Сварогъ

Да Асгардъ-Светой чертог.

И Небесный Вырий,

Свят текущий Ирий.

Отче Огнь, Мать Вода,

Очищают нас всегда

От нечистого - Силой Чистою.

Во святой реце, Во святым огне,

От нечистого - Силой Чистаю.

Разсветай Перуновъ Цвет,

И даруй нам много лет.

Очищай Купала нас

Во Святой Воде,

Во Святой Земле,

Во Святым Огне.

Слава Богу Купале! (3 раза)

 

Праздник Купало, Семиярило в Традиции Православных Родноверов средней полосы России и Украины.

КУПАЛО (Купала, Купайло, Семиярило) – Бог наивысшей яри Солнца – летнего Солнцестояния, наибольшее объединение противоположностей (воды и огня, мужчины и женщины, Солнца и Луны), наивысшее проявление Любви, опекун и защитник свадебных пар. Праздник Купало – великое единение Бога Огня Солнца-Семиярила с животворной Богиней воды Даной.

Бог Купало – ладователь и объединитель, мощь которого в зрелой буйной силе и осознании единства всего живого. Он символизирует рождение летнего Солнца-Купала и, тем самым, завершает господство весеннего Солнца-Ярилы. На празднике Бога Купало открываются Небесные Врата и все славословия легко летят в Ирий к Богам и Предкам. Это наилучшее время для того, чтобы начинать новые и серьёзные дела, которые нуждаются в покровительстве Высших Сил. Купало является проявлением достижения зрелости и способности к самостоятельному разрешению важных дел.

В Купальскую ночь Мать Земля обладает наибольшей волшебной силой, которую отдаёт всем, а огонь и вода имеют наибольшую животворную и всеобъемлющую целебность. Купальская роса считается целебной и животворной, а травы, сорванные в эту ночь, имеют непостижимо большую волшебную силу.

В пожертвование Купале приносят: венки из цветов, орехи, мёд, горох, хлеб, блины, пироги, фигурное печенье.

21 июня – Купальский зачин, летнее Солнцестояние. Подготовка к празднику, волховские обряды. Ведающие люди в этот день славят летнее Солнце-Семиярилу, которое рождается в эти дни.

23 июня – ночь на Купало. Приходится на третью ночь летнего Солнцестояния. Она соединяет людей с Божественным миром Природы. Особенно эту ночь любит праздновать молодёжь, участвуя в обрядовых действах, которые начинаются вечером и заканчиваются встречей Солнца-Купало. Накануне Купало проводятся свещенные обряды и действа. В Купальскую ночь, когда всё изобилует зеленью, Бог Купало благословляет зрелость всего сущего, а сердца молодых скрепляет Любовью. Пара, которая берётся за руки и трижды перепрыгивает через свещенный Купальский Огонь, считается помолвленной.

В Купальскую ночь Даждьбогъ в лике Перуна возжигает свет папоротника, и счастлива та пара, которая увидит этот волшебный свет. Но зажигается свет папоротника не столько в мире Яви, сколько в Душе человека, который нашёл своё предназначение, твёрдо стал на Духовный Путь и уверенно идёт к цели, не оглядываясь; потому такой человек владеет непостижимо большим счастьем, и знает, что ему делать в мире. Пары, которые соединяются душами и находят один путь на двоих, получают способность ведать Правь, а это – наибольшее богатство во всех мирах.

 

Традиционные особенности встречи праздника Бога Купала у Староверов и Родноверов.

Традиционные особенности встречи праздника Бога Купала у Староверов и Родноверов.

В это время Небесное светило находится в куполе – наивысшей Небесной точке, потому дни длиннее всего, а ночи – кратчайшие. Растительный и животный мир получает наибольшее количество тепла и света, вызревают зерна и плоды.

В Купальскую ночь полевые и лесные травы обладают исключительно волшебными свойствами, имеют большую лечебную силу. Сбором зелья занимаются в основном старшие люди, потому что им больше всех нужная помощь лекарственных растений. Собирать травы выходят рано утром. В это время загадывают самые сокровенные желания, и они, так или иначе, осуществляются.

24 июня. Купала. Рождество летнего Солнца (Семиярила).Отмечается на третий день после летнего Солнцестояния, когда Солнце-юноша становится Солнцем-мужчиной. Утром – освещение воды, колодцев, сбор лекарственных растений.

Символика смерти на празднике Купало.

В Купальской обрядности, помимо символики семейного союза, обязательно присутствует и символика смерти. Самый длительный день в году означает конец прибавления и начало убывания его продолжительности – в «зрелости» всегда присутствует и начало «старости».

Символом смерти в Купальской обрядности является торжественное ночное шествие (и возвращение) процессии с куклой Ярилы в иной, загробный мир – на Луга Велесовы (желательно, по Калинову мосту через реку Смородину). Этот своеобразный ночной «крестный ход» с факелами (фонарями) и пением соответствующих гимнов возглавляют Волхвы, несущие на шесте куклу Ярилы. Также, символика смерти в Купальской обрядности присутствует в виде «огненного кродирования» соломенной куклы Ярилы. Мистическое кродирование Ярилы – символ начала убывания Его Силы вместе с убыванием дня, которое начинается с Купалы. Другим символом смерти является сжигание Купальского Деревца. В этом случае сначала за Деревце ведётся борьба, символизирующая стадию перехода от Жизни к смерти, стадию драматического умирания. Ветки Деревца, доставшиеся участникам во время борьбы, сохраняются ими, как символ плодородия.

Сценарий проведения Обряда Купалы

ЗАЧИН. Открытие Врат Ирия: «Благослови, Родъ, Богов призвать»!

Жрец, подняв руки в Триглав, слагает их в Коловрат и склоняется в поклоне к общине. Община делает в ответ поклон Жрецу и Жертвеннику. Жрец обращается на Восток.

Родъ Всевышний, Боги Родные, Предки Светлые – благословите нас на Обрядодеяние Светое!

Затем, лицом до Огнища, Жрец речёт Молвление Верности:

Родъ Всевышний! Великий Боже наш! Ты – Единый и Многопроявленный,

Ты – наш Свет и Справедливость, Ты есть криница Жизни Вечной,

Родник Любви безграничной, той, что исцеляет Душу и тело.

Славим Тебя, Боже Прави, Яви и Нави!

Мы ежедневно трудимся над Душами своими,

Чтобы быть Мудрыми и Сильными, крепкой опорой Руси Светой

И защитниками родов своих древних!

Ибо Ты даёшь нам Воодушевление и Радость, даруешь Отвагу и Стойкость,

Даёшь нам Веду и учишь Терпению,

Чтобы с Честью прошли мы Путь Жизни нашей,

Вдохновенно исполняя Свещенную Волю Твою!

Слава Тебе, Родъ Всевышний!

Слава всем Родным Богам в Тебе Сущим!

Жрец читает Молвление Единения:

Роде Всевышний, породивший жизнь Яви, Нави и Прави!

Ты есмь – Бог Богов наших и всему Роду Божескому начало,

Ты есмь – Отче Небесный: Сварогъ – Дидо Божий,

Ты есмь – Великая Матушка Лада, Любовь и нарождение Всемирья!

Яко Перуна видим Тебя во битвах славных,

Ведущего нас к победам ратным и утверждению Жизни Праведной!

Ты есмь Святой Витязь Веры нашей: Световитъ – Бог Прави и Яви.

В Триединстве своём, Ты – Великий Триглав Веры-Веды нашей Православной!

Слава Родным Богам!

Жрец с обрядодеем сотворяют обережное Коло (колокольчиком и бубном).

Зову Силу Рода Всевышнего,

Богов Родных себе в помощь, на дело доброе!

Придите, Предки Светые, души защитите от нечисти всякой.

Как Солнце встает – ночь отступает,

Так лихо, зело и кривда нас не видит и не чует, стороной минует!

Жрец в третий раз обращается к Роду Вседержителю:

Родъ-Всевышний, Ты, что соединяешь корень и крону,

Ведёшь нас по миру Яви стезёю мира Прави,

Воодушевляешь мудростью Прадедов наших, которые сияют Звёздами во Ирии.

Приди и будь с нами!

Ибо мы чувствуем в себе призыв Предков – Богов Родных,

И собрались здесь во имя Твоё!

Слава тебе – Род-Вседержитель!

Обрядодей разжигает Огнище, Жрец при этом произносит Молвление:

Родъ Всевышний, яви нам суть свою Светую!

Огнём Света Твоего!

Приди как Отец Сварогъ и Матушка Лада,

Проявись Богами Родными,

Прежде всех, Огнебогом-Семаргломъ,

Пусть сойдёт Огонь Светой, Небесный, в огонь земной,

Пусть соединится род земной, Православный, с Родомъ Небесным,

И пребудет в единстве Рода Всевышнего!

После возжигания огня:

Славим Огнебога-Семаргла,

Который есмь сам Сварогъ – Дидо наш!

Ты греешь и оберегаешь нас утром, днём и вечером.

Славим Тебя – Сварожича за Свет Душ наших

И сотворение еды и пития, которые питают нас!

Батюшка Ясный! Соедини нас с Богами Родными,

Светом Рода Всевышнего освоти!

Мы огонь раздуем, чтоб горел он ярче,

Чтобы предкам нашим теплее было!

Слава Семарглу!

 

Традиционные особенности встречи праздника Бога Купала у Староверов и Родноверов.

Традиционные особенности встречи праздника Бога Купала у Староверов и Родноверов.

Община берётся за руки и идёт хороводом, посолонь вокруг Огнища с песней: «Гори-гори ясно»

РАЗГОРАЙСЯ ЦАРЬ-ОГОНЬ

КОЛОВРАТ И ПОСОЛОНЬ

Гори-гори ясно, чтобы не погасло.

ПОДНИМАЙСЯ ДО НЕБЕС

ОЗАРЯЙ ТЫ ВСЁ ОКРЕСТ

Гори-гори ясно, чтобы не погасло.

РАЗГОРАЙСЯ КУПАЛЕЦ

ПУСТЬ ЯРИТСЯ ТВОЙ ВЕНЕЦ

Гори-гори ясно, чтобы не погасло.

СТАНОВИСЬ ЧЕСТНОЙ НАРОД

В НАШ КУПАЛЬСКИЙ ХОРОВОД

Гори-гори ясно, чтобы не погасло.

БОГИ СХОДЯТ К НАМ С НЕБЕС

В ХОРОВОД НА КУПАЛЕЦ

Гори-гори ясно, чтобы не погасло.

ОЗАРЯЯ ТЁМНЫЙ ЛЕС

ПЛАМЯ ВЬЁТСЯ ДО НЕБЕС

Гори-гори ясно, чтобы не погасло.

ЗАЯРИСЬ В СЕРДЦАХ ЛЮБОВЬ

У ДЕВЧАТ И МОЛОДЦОВ

Гори-гори ясно, чтобы не погасло.

ЖАР ЛЮБВИ ВО ВСЮ ПЫЛАЙ

СОГРЕВАЙ, НЕ ОБЖИГАЙ

Гори-гори ясно, чтобы не погасло.

ВЕЛИЧАЕМ МЫ КУПАЛУ

ОТ ВЕЛИКА И ДО МАЛУ

Гори-гори ясно, чтобы не погасло.

ЖАР КУПАЛЬСКИЙ В НАС ГОРИТ

ВО ЛЮБВИ НАМ ЖИТЬ ВЕЛИТ.

Гори-гори ясно, чтобы не погасло.

НЕБО ЗВЁЗДАМИ ИСКРИТ

ХОРОВОД НАШ ВЕСЕЛИТ

Гори-гори ясно, чтобы не погасло.

 

Традиционные особенности встречи праздника Бога Купала у Староверов и Родноверов.

Традиционные особенности встречи праздника Бога Купала у Староверов и Родноверов.









Обсудить на нашем форуме

Категория: Праздники | Добавил: Sventoyar (29.06.2018)
Просмотров: 1388 | Комментарии: 1 | Теги: Славяно-Арийская Культура, У СТАРОВЕРОВ И РОДНОВЕРОВ., Традиционные особенности встречи, праздника Бога Купала, Наследие Предковъ, Родная Вера | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 1
1 Sventoyar  
0


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
РОДобожие © Льто 7518 - 7531 от С.М.З.Х. 18+ |