ТРАДИЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВСТРЕЧИ ПРАЗДНИКА БОГА КУПАЛА У СТАРОВЕРОВ И РОДНОВЕРОВ.
Празднование дня Бога Купала восходит к древним традициям наших Предков, которые сохранилась как на Урале и в Сибири, так и в средней полосе России и на Украине. В Сибири традиция сохранена Православными Староверами, а в средней полосе и на юге – Православными Родноверами. В данной статье хотелось бы рассказать читателям как о Сибирской традиции встречи праздника Бога Купала, так и о сохранившейся традиции встречи праздника Купало, Семиярило на Украине. Есть отличия у этих традиций, вместе с тем, они очень похожи. Самое главное отличие это по датам- Староверы празднуют Купало 7 июля, а Родноверы приурочивают его к дню летнего солнцестояния (22 июня), совмещая с праздником Бога Хорса (Семиярило).
О том что праздник в былые времена отмечалсч 7 июля (по современному календарю) говорят дореволюционные этнографические исследования. Например. Забылин М. "Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия" 1880г. изд. : "День Рождества Св. Иоанна Предтечи, соверш. 24 июня (по старому стилю или 7 июля по новому) составляет один из особенно торжественных праздников не только в славянском мире, но почти во всей Европе. Праздник этот в народе известен под названием Ивана Купалы. Отмечается накануне дня Св. Иоанна Предтечи...."
Стоглавый собор : «Против праздника Рождества великого Иоанна Предтечи, и в ночи на самый праздник, и в весь день и до нощи, мужи и жены и дети в домех и по улицам ходя и по водам глумы творят всякими играми, и всякими скомрашествы, и песни сатанинскими и плясками, гусльми и иными многими виды и скаредными образовании. И егда нощь мимо ходит, тогда отходят к роще с великим кричанием, аки бесы омываются росою».
В указе 1721 года, 17 апреля сказано: «К тому ж будто бы воспоминают мерзких идолов, в них же был некий идол Купало, ему же на Велик день (Иоана Предтечи) приносили жертву оным купанием; о чем пространно зрится в Летописце Киевском». Об этом же писали и Глинка Г.А. и Сахаров И.П.и другие.
Праздник Бога Купала в Урало-Сибирской Традиции Православных Староверов.
Староверы считают, что праздник Бога Купала не приурочен к дню летнего Солцестояния. В день летнего Солнцестояния они празднуют Родоницу переходящую в день Бога Хорса. Праздник Бога Купала до революции 1917 г. праздновался именно 22-23 июня (по Юлианскому календарю), а в современное время празднуется, в связи со сдвигом в календарях 7 июля (по Григорианскому календарю), а не в день летнего Солнцестояния.
Сдвиг в числах празднования произошёл тогда, когда после революции в России (Луначарским и Лениным) был принят (современный) Григорианский календарь. Поэтому, из-за отставания Юлианского календаря, от ныне принятого Григорианского, праздник в наше время празднуется 7 июля.
БОГ КУПАЛА (Купало) – Бог, который даёт человеку возможность сотворить всякие омовения и проводит Обряды Очищения Телес, Души и Духа от различных хворей-болезней. Он Бог, наставляющий на радостную и счастливую жизнь. Купала – весёлый и прекрасный Бог, одевающийся в лёгкие белые одеяния, украшенные цветами. На голове Бога Купалы венок из прекрасных цветов. Купалу почитали как Бога тёплого времени Лета, полевых цветов и полевых плодов.
Многие Славянские Роды, занимающиеся полеводством, почитали Бога Купалу наравне с Богиней Макошью и Богиней Тарой, а также Богами – Перуномъ и Велесомъ. Перед началом жатвы и сбором полевых плодов, в честь Бога Купалы проводился праздник, на котором Богу Купале, а также всем Древним Богам и Предкам приносили безкровные жертвы.
На празднике Православные Староверы свои безкровные жертвы и требы бросают в огонь Священного Свастичного Жертвенника, чтобы всё принесённое в жертву появилось на праздничных столах Богов и Предков. После принесения безкровных жертвоприношений от живого огня Священного Свастичного Жертвенника общинники зажигают свечи и огневицы, которые закрепляют на венках и плотиках и отправляют по течению рек. При этом на свечу или огневицу, Православные Староверы из различных общин наговаривают свои сокровенные желания или просьбы об избавлении от хворей-болезней, всяческих неудач, различных проблем и т.п. Этот обряд можно объяснить следующим образом. Горящая свеча или огневица освещает просьбу или желание общинников, вода реки запоминает их и, испаряясь, поднимается к Небесам, донося до Богов все просьбы и желания Православных Староверов.
На празднике каждый из Православных Староверов должен пройти полное очищение, дабы полностью очищенным приступить к сбору полевых плодов и к началу полевой жатвы. Полное очищение Православных Староверов состоит из трех частей:
Первое очищение (Очищение Тела). Каждый присутствующий на празднике в День Бога Купала должен омыть своё тело в священных водах (реки, озера, водоёма и т.д.), чтобы смыть с себя усталость и грязь.
Второе очищение (Очищение Души). Для того, чтобы присутствующие на празднике в День Бога Купала могли очистить свою Душу, возжигают большие костры, и все желающие прыгают через эти костры, ибо Огонь сжигает весь негатив и очищает Душу человека.
Третье очищение (Очищение Духа). Каждый Старовер, присутствующий на празднике в День Бога Купала, а также желающие могут очистить и укрепить свой Дух. Для этого из горящих углей большого костра создают Огненный Круг, по которому Староверы из различных родовых Славянских общин ходят босиком. Тех желающих, кто впервые решился пройти по углям, дабы очистить и укрепить свой Дух, общинники ведут через Огненный Круг за руку.
Этот праздник неразрывно связан и с другим событием древности. В древние времена Бог Перунъ освободил на Кавказе из плена своих сестёр и отправил их очиститься в водах Священного Ирия (Иртыша) и в Сметанном Чистом Озере (о. Зайсан). Об этом событии также повествуется в пятом клубке Песен Птицы Гамаюн.
В связи с тем, что Купала является Богом-Покровителем Небесного Чертога Коня во Сварожьем Круге, в этот день принято купать коней, заплетать в гривы разноцветные ленты и украшать их полевыми цветами.
Гимн-Правьславление Богу Купале:
Купала, Бозе наш! Славен и Триславен извечно Буди! Тя все-родно прославляем, на земли наша призываем! Даруешь всяко очищение, для Бозех наша в правьславление! Даруешь родам наша обильну жатву на полях страдных, и полные закрома в хоромах наша. И Тебе мы славу поём ныне и присно и от Круга до Круга! Тако бысть, тако еси, тако буди!
Гимн Богу Купале:
В святый Денъ Бога Купалы
От великаго и до мала
Собирайтеся, очищайтеся,
Во святой реце во святым огне
Собирайтеся, очищайтеся
Славься Бозе наш Перун,
Славься Птица Гамаюн,
И все Предки наша,
Лада-Матерь наша;
Славься Мудрый Бог-Сварогъ
Да Асгардъ-Светой чертог.
И Небесный Вырий,
Свят текущий Ирий.
|
Отче Огнь, Мать Вода,
Очищают нас всегда
От нечистого - Силой Чистою.
Во святой реце, Во святым огне,
От нечистого - Силой Чистаю.
Разсветай Перуновъ Цвет,
И даруй нам много лет.
Очищай Купала нас
Во Святой Воде,
Во Святой Земле,
Во Святым Огне.
Слава Богу Купале! (3 раза)
|
Праздник Купало, Семиярило в Традиции Православных Родноверов средней полосы России и Украины.
КУПАЛО (Купала, Купайло, Семиярило) – Бог наивысшей яри Солнца – летнего Солнцестояния, наибольшее объединение противоположностей (воды и огня, мужчины и женщины, Солнца и Луны), наивысшее проявление Любви, опекун и защитник свадебных пар. Праздник Купало – великое единение Бога Огня Солнца-Семиярила с животворной Богиней воды Даной.
Бог Купало – ладователь и объединитель, мощь которого в зрелой буйной силе и осознании единства всего живого. Он символизирует рождение летнего Солнца-Купала и, тем самым, завершает господство весеннего Солнца-Ярилы. На празднике Бога Купало открываются Небесные Врата и все славословия легко летят в Ирий к Богам и Предкам. Это наилучшее время для того, чтобы начинать новые и серьёзные дела, которые нуждаются в покровительстве Высших Сил. Купало является проявлением достижения зрелости и способности к самостоятельному разрешению важных дел.
В Купальскую ночь Мать Земля обладает наибольшей волшебной силой, которую отдаёт всем, а огонь и вода имеют наибольшую животворную и всеобъемлющую целебность. Купальская роса считается целебной и животворной, а травы, сорванные в эту ночь, имеют непостижимо большую волшебную силу.
В пожертвование Купале приносят: венки из цветов, орехи, мёд, горох, хлеб, блины, пироги, фигурное печенье.
21 июня – Купальский зачин, летнее Солнцестояние. Подготовка к празднику, волховские обряды. Ведающие люди в этот день славят летнее Солнце-Семиярилу, которое рождается в эти дни.
23 июня – ночь на Купало. Приходится на третью ночь летнего Солнцестояния. Она соединяет людей с Божественным миром Природы. Особенно эту ночь любит праздновать молодёжь, участвуя в обрядовых действах, которые начинаются вечером и заканчиваются встречей Солнца-Купало. Накануне Купало проводятся свещенные обряды и действа. В Купальскую ночь, когда всё изобилует зеленью, Бог Купало благословляет зрелость всего сущего, а сердца молодых скрепляет Любовью. Пара, которая берётся за руки и трижды перепрыгивает через свещенный Купальский Огонь, считается помолвленной.
В Купальскую ночь Даждьбогъ в лике Перуна возжигает свет папоротника, и счастлива та пара, которая увидит этот волшебный свет. Но зажигается свет папоротника не столько в мире Яви, сколько в Душе человека, который нашёл своё предназначение, твёрдо стал на Духовный Путь и уверенно идёт к цели, не оглядываясь; потому такой человек владеет непостижимо большим счастьем, и знает, что ему делать в мире. Пары, которые соединяются душами и находят один путь на двоих, получают способность ведать Правь, а это – наибольшее богатство во всех мирах.
В это время Небесное светило находится в куполе – наивысшей Небесной точке, потому дни длиннее всего, а ночи – кратчайшие. Растительный и животный мир получает наибольшее количество тепла и света, вызревают зерна и плоды.
В Купальскую ночь полевые и лесные травы обладают исключительно волшебными свойствами, имеют большую лечебную силу. Сбором зелья занимаются в основном старшие люди, потому что им больше всех нужная помощь лекарственных растений. Собирать травы выходят рано утром. В это время загадывают самые сокровенные желания, и они, так или иначе, осуществляются.
24 июня. Купала. Рождество летнего Солнца (Семиярила).Отмечается на третий день после летнего Солнцестояния, когда Солнце-юноша становится Солнцем-мужчиной. Утром – освещение воды, колодцев, сбор лекарственных растений.
Символика смерти на празднике Купало.
В Купальской обрядности, помимо символики семейного союза, обязательно присутствует и символика смерти. Самый длительный день в году означает конец прибавления и начало убывания его продолжительности – в «зрелости» всегда присутствует и начало «старости».
Символом смерти в Купальской обрядности является торжественное ночное шествие (и возвращение) процессии с куклой Ярилы в иной, загробный мир – на Луга Велесовы (желательно, по Калинову мосту через реку Смородину). Этот своеобразный ночной «крестный ход» с факелами (фонарями) и пением соответствующих гимнов возглавляют Волхвы, несущие на шесте куклу Ярилы. Также, символика смерти в Купальской обрядности присутствует в виде «огненного кродирования» соломенной куклы Ярилы. Мистическое кродирование Ярилы – символ начала убывания Его Силы вместе с убыванием дня, которое начинается с Купалы. Другим символом смерти является сжигание Купальского Деревца. В этом случае сначала за Деревце ведётся борьба, символизирующая стадию перехода от Жизни к смерти, стадию драматического умирания. Ветки Деревца, доставшиеся участникам во время борьбы, сохраняются ими, как символ плодородия.
Сценарий проведения Обряда Купалы
ЗАЧИН. Открытие Врат Ирия: «Благослови, Родъ, Богов призвать»!
Жрец, подняв руки в Триглав, слагает их в Коловрат и склоняется в поклоне к общине. Община делает в ответ поклон Жрецу и Жертвеннику. Жрец обращается на Восток.
Родъ Всевышний, Боги Родные, Предки Светлые – благословите нас на Обрядодеяние Светое!
Затем, лицом до Огнища, Жрец речёт Молвление Верности:
Родъ Всевышний! Великий Боже наш! Ты – Единый и Многопроявленный,
Ты – наш Свет и Справедливость, Ты есть криница Жизни Вечной,
Родник Любви безграничной, той, что исцеляет Душу и тело.
Славим Тебя, Боже Прави, Яви и Нави!
Мы ежедневно трудимся над Душами своими,
Чтобы быть Мудрыми и Сильными, крепкой опорой Руси Светой
И защитниками родов своих древних!
Ибо Ты даёшь нам Воодушевление и Радость, даруешь Отвагу и Стойкость,
Даёшь нам Веду и учишь Терпению,
Чтобы с Честью прошли мы Путь Жизни нашей,
Вдохновенно исполняя Свещенную Волю Твою!
Слава Тебе, Родъ Всевышний!
Слава всем Родным Богам в Тебе Сущим!
Жрец читает Молвление Единения:
Роде Всевышний, породивший жизнь Яви, Нави и Прави!
Ты есмь – Бог Богов наших и всему Роду Божескому начало,
Ты есмь – Отче Небесный: Сварогъ – Дидо Божий,
Ты есмь – Великая Матушка Лада, Любовь и нарождение Всемирья!
Яко Перуна видим Тебя во битвах славных,
Ведущего нас к победам ратным и утверждению Жизни Праведной!
Ты есмь Святой Витязь Веры нашей: Световитъ – Бог Прави и Яви.
В Триединстве своём, Ты – Великий Триглав Веры-Веды нашей Православной!
Слава Родным Богам!
Жрец с обрядодеем сотворяют обережное Коло (колокольчиком и бубном).
Зову Силу Рода Всевышнего,
Богов Родных себе в помощь, на дело доброе!
Придите, Предки Светые, души защитите от нечисти всякой.
Как Солнце встает – ночь отступает,
Так лихо, зело и кривда нас не видит и не чует, стороной минует!
Жрец в третий раз обращается к Роду Вседержителю:
Родъ-Всевышний, Ты, что соединяешь корень и крону,
Ведёшь нас по миру Яви стезёю мира Прави,
Воодушевляешь мудростью Прадедов наших, которые сияют Звёздами во Ирии.
Приди и будь с нами!
Ибо мы чувствуем в себе призыв Предков – Богов Родных,
И собрались здесь во имя Твоё!
Слава тебе – Род-Вседержитель!
Обрядодей разжигает Огнище, Жрец при этом произносит Молвление:
Родъ Всевышний, яви нам суть свою Светую!
Огнём Света Твоего!
Приди как Отец Сварогъ и Матушка Лада,
Проявись Богами Родными,
Прежде всех, Огнебогом-Семаргломъ,
Пусть сойдёт Огонь Светой, Небесный, в огонь земной,
Пусть соединится род земной, Православный, с Родомъ Небесным,
И пребудет в единстве Рода Всевышнего!
После возжигания огня:
Славим Огнебога-Семаргла,
Который есмь сам Сварогъ – Дидо наш!
Ты греешь и оберегаешь нас утром, днём и вечером.
Славим Тебя – Сварожича за Свет Душ наших
И сотворение еды и пития, которые питают нас!
Батюшка Ясный! Соедини нас с Богами Родными,
Светом Рода Всевышнего освоти!
Мы огонь раздуем, чтоб горел он ярче,
Чтобы предкам нашим теплее было!
Слава Семарглу!
Община берётся за руки и идёт хороводом, посолонь вокруг Огнища с песней: «Гори-гори ясно»
РАЗГОРАЙСЯ ЦАРЬ-ОГОНЬ
КОЛОВРАТ И ПОСОЛОНЬ
Гори-гори ясно, чтобы не погасло.
ПОДНИМАЙСЯ ДО НЕБЕС
ОЗАРЯЙ ТЫ ВСЁ ОКРЕСТ
Гори-гори ясно, чтобы не погасло.
РАЗГОРАЙСЯ КУПАЛЕЦ
ПУСТЬ ЯРИТСЯ ТВОЙ ВЕНЕЦ
Гори-гори ясно, чтобы не погасло.
СТАНОВИСЬ ЧЕСТНОЙ НАРОД
В НАШ КУПАЛЬСКИЙ ХОРОВОД
Гори-гори ясно, чтобы не погасло.
БОГИ СХОДЯТ К НАМ С НЕБЕС
В ХОРОВОД НА КУПАЛЕЦ
Гори-гори ясно, чтобы не погасло.
ОЗАРЯЯ ТЁМНЫЙ ЛЕС
ПЛАМЯ ВЬЁТСЯ ДО НЕБЕС
|
Гори-гори ясно, чтобы не погасло.
ЗАЯРИСЬ В СЕРДЦАХ ЛЮБОВЬ
У ДЕВЧАТ И МОЛОДЦОВ
Гори-гори ясно, чтобы не погасло.
ЖАР ЛЮБВИ ВО ВСЮ ПЫЛАЙ
СОГРЕВАЙ, НЕ ОБЖИГАЙ
Гори-гори ясно, чтобы не погасло.
ВЕЛИЧАЕМ МЫ КУПАЛУ
ОТ ВЕЛИКА И ДО МАЛУ
Гори-гори ясно, чтобы не погасло.
ЖАР КУПАЛЬСКИЙ В НАС ГОРИТ
ВО ЛЮБВИ НАМ ЖИТЬ ВЕЛИТ.
Гори-гори ясно, чтобы не погасло.
НЕБО ЗВЁЗДАМИ ИСКРИТ
ХОРОВОД НАШ ВЕСЕЛИТ
Гори-гори ясно, чтобы не погасло.
|
В Мой Мир
Обсудить на нашем форуме
|