Понедельник, 29.05.2017, 21:17Главная | Регистрация | Вход

Форма входа

Навигация

Ключевые слова

Мини-чат



Славянское Время

Наши Праздники

Фаза луны

Поиск по сайту

Коляды Дар 7525

Живая Буквица

х'Арийская Каруна

Галерея

Алтайский мёд

Рунические Обереги



Славянские Рунические обереги на заказ

Старая ВѢра

Наследие Предковъ

Мудрословие

Наше Потомство

Здрава

Музыка Света

Русь в картинах

Славянский софт

Русский Домострой

Деревенская Жизнь

Запретные находки

Выживание

Наш Опрос

Нужно ли уезжать из города на землю?
Всего ответов: 1732

Славянская музыка

АудиоВѢды

Коловрат ТВ

Наши Друзья

Кнопка сайта



РОДобожие - Славяно-Арийская Культура - Наследие Предковъ.

Помощь сайту


Купить Алтайский мёд с личной пасеки

Ваша помощь
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку
Яндекс Деньги: 410011010026666

Сегодня были

Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0




Рейтинг Славянских Сайтов



Голосуйте за наш сайт в каталоге Rubo.Ru















Яндекс.Метрика
Наследие Предковъ
Главная » Статьи » ВеРА » Праздники

Традиции встречи Весны на Русском Севере
Одинаково Солнце светит, да не всех греет — отвыкли многие весну встречать по солнышку, смотрят в календари, неведомо кем писанные. А весна-то с Весенним изломом приходит, 20 марта, когда день становится равен ночи и пробуждается Природа! Храним мы в «Северной сказке» старинные обряды — что сами знаем, что в книгах старых находим, что старые ведающие люди нам сказывают.







Расскажу, не тая, какие традиции были у нас на Весеннее Равноденствие. Помнят ещё это наши старожилы — хотят, чтобы не ушли старинные обряды в небытие, видят за незамысловатыми весенними забавами деревенской молодежи то, что держит нашу связь с природой и Богами. Тех, кто держался родных обычаев у нас на севере всегда много было, до середины девятнадцатого века ещё скиты и капища по лесам стояли. Проводили солнечные обряды по старым правилам повсеместно до начала двадцатого века, потом уж сами знаете, какие времена настали.





Старинные обряды Комоедицы




Вот Комоедица — неделя празднования до мартовского излома Солнца. В глубь веков уходит особое чествование в это время могучего Велеса. Помимо всего прочего, это звериный Бог — Хозяин. Воплощается Велес в это время в медведя. Как говорят, медведя чтили у нас ещё до того, как охотники научились земледелию, стали пахать землю-матушку и растить зерна, что принёс нам Ярило-Солнце.







Важно на этом праздничном обряде чтить Велеса танцами. Одетые в медвежьи шкуры танцоры изображают появления Хозяина Лесов на общем празднике. Не всегда одевались в медвежью шкуру — можно было малицу выворотить мехом наружу. Маску у нас не одевали, потому как надеть маску — значит натянуть личину навьи. Чтобы сделать лицо неузнаваемым, по- другому поступали. В Лешуконском районе для этого закрывали лицо белым платком.
Есть свидетельство, что в деревне Русома на Вашке ряженые медведями ходили по домам и танцевали «медвежью пляску». При этом приговаривали:



— Медвежья пляска не порато баска.
Баска, не баска, а трясёмся.




В Лешуконском и Каргопольском краю пекли обрядовое печенье «козульки», в виде фигурок животных и, по некоторым рассказам, на праздник наряжались козой.
В некоторых деревнях Лешуконского (Ценогоры, Селище) и Холмогорского (Ракула, Курья, Мякурье) районов на Комоедицу в середине деревни жгли костер, в который бросали бочки, туеса со смолой и солому. В деревне Ильино Холмогорского района ребята, когда костер (по-местному — маяк) разгорится, кричали:



—Прощай, Мара-Марушка,
На весну редьки хвост,
Побежала на погост!





Весенние забавы, сожжение соломы на костре, сопровождалось присловьями, похожими на это, в которых Масленица (она же Мара, Морена, Марушка) с прибаутками отправлялась на тот свет. Но, признаюсь, сожжение Масленицы не так часто проводилось у нас на Севере, если сравнивать с югом. Уважаем мы здесь Богиню Зимы и побаиваемся её! Не стоит нам дразнить эту властную красавицу!



Старинные обряды встречи Весны



Встреча Весны-Лёли, следовавшей за Комоедицей и приходившейся на излом Солнца, включала в себя новые забавы. У нас на Севере вот как веселились: катались на лошадях вдоль деревни или вокруг нее, катались с гор, угощались блинами. В отличие от южных славян, говорят, никогда не проводили кулачные бои и конные ристалища.









Много было обрядов для молодожёнов. А как же! Ведь Ярило и Лёля спускались в то время к людям!

Так, при катании на лошадях парни усаживали понравившихся им девушек на колени. В деревнях на Вашке парни украшали коней, на которых катались, лентами, взятыми из повязок девушек.
Повсюду рассказывают, как делали ледяные горы и с них катались все от мала до велика. В мезенских деревнях при этом особое значение придавалось катанию молодоженов — молодых пар, живущих вместе не больше года. При катании с гор с молодоженов снимали шапки и трясли ими в воздухе (отсюда и само название обычая — «трясти шапки») до тех пор, пока молодуха не поцелует мужа. Потом молодые кланялись окружающим и скатывались вместе на санках.
В некоторых деревнях скатывались на шкурах животного. Например, в селе Кимжа Мезенского района рассказывали так: «Мужа приведут к горке, посадят на шкуру. Он шапкой трясет. Жену его выкликают. Она кланяется по сторонам; потом мужа поцелует, и он ее катит с горки».

Вот ещё обычаи с молодоженами в селе Койнас Лешуконского района. Здесь в день излома Солнца жители деревни рядились охотниками и ловили молодок сетями, потом их отдавали молодым мужьям за выкуп. Наряжались не только охотниками, но и медведем, рыбаком, лешим («оденутся в черное, рожки сделают»).

В деревнях Северной Двины также существовал обычай для молодоженов скатываться с горки, но несколько в иной форме и под другим названием. В Холмогорском районе обычай с молодоженами называли «горку мазать»: «первогодние молодые, «горку мазали». Подманят молодых, ножку им подставят, они падают».






Среди весенних забав были и шуточные женитьбы. Жители из села Кулой так сказывают:

— Рядились бывало: мужики — бабой, бабы — мужиками. Лошадь сделают, приведут — она все равно как лошадь... Вот как зайдут с лошадью, так все молодцы в сторону. Просто боялись. Когда лошадь выйдет, маскированные женятся... Им песни поют; они не открываются — лица не открывают. И ты не знаешь, за кого ты замуж вышла... Иная раз пять за праздник женится. Ее опевают. Бывало на Кулой-горе, я видела, так очередь выстраивалась тех, кого женят. Поженят — они уедут, следующих... Потом разнарядятся — люди ведь. Михеевы сыновья хорошо лошадью наряжались...

В гнезде деревень под названием Ракула Холмогорского района главное значение в подобных обрядах придавалось выкупам: «Если денежки заплатишь, хорошо скатишься, а то санки из-под тебя вытащат. Сходные обычаи с молодоженами назывались «солить рыжики на зиму».
Как мы теперь понимаем, этот весенний праздник — чествование молодожёнов, в противовес Коляде, который больше являлся праздником неженатой молодёжи.




Надо ли возрождать сейчас старинные обряды?




Вот об этом надо подумать. Во всяком старинном обряде есть внешняя сторона, а есть и глубинная суть. За что держаться, на что смотреть? Уже и не погоняешь на лошади вокруг села, не везде разожжешь костёр до небес.









А вот Велеса уважить, с Мореной проститься, посмеяться и повеселиться, молодожёнов раззадорить и Ярило с Лёлей позвать — так просто! Блинов поесть, да на Солнышко полюбоваться. Может, и вы исполните этой весной старинные обряды на новый лад?

Хорошей вам Весны!

Иванова Ирина, главный редактор издательства «Северная сказка»







Обсудить на нашем форуме

Категория: Праздники | Добавил: Макош (01.03.2017)
Просмотров: 222 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
РОДобожие © Льто 7518 - 7524 от С.М.З.Х. 18+ |