Славянский праздник Водокрес
Водосветие (Водокрес) – старинный славянский праздник, отмечаемый согласно Народного календаря 19 января (по ныне действующему календарю). Обычай праздновать освящение воды существовал у наших предков задолго до принятия христианства. В старину, за день до Водокреса – 18 января – славяне провожали Коляду, который возвращался к себе домой «на белых санях». Наиболее значим канун Водокреса. Считается, что в это время у воды во всех источниках появляются удивительные свойства, которые помогут уберечь жилище от огня.
Все славянские народы поклонялись Небесному Огню, или Кресу. Рисунками в виде креста они украшали окна и двери своих домов, поэтому Водокрес – праздник дохристианский.
Издавна вечер перед Водокресом был благоприятным для гаданий. По верованиям славян, в эту ночь раскрывалось будущее. Все гадали кто на что хотел: девушки – на суженых, а старики – на урожай и погоду.
По народному поверью в ночь перед праздником, ближе к рассвету, открывается небо. О чем ему помолишься, то сбудется. Если грешник искренне покается в своих грехах, то душа его очистится, поэтому перед Водокресом принято просить о самом сокровенном.
Главное событие праздника – освящение воды. Дома освященную воду хранят как драгоценность, используют для лечения телесных и душевных болезней, окропления колодцев, сельскохозяйственных построек, ульев, огородов и домашнего скота.
Необычные свойства приобретает не только вода, но и снег. В былые времена его собирали для отбеливания холстов. Деревенские красавицы стремились сделать свою кожу еще более нежной и умывались снегом. По традиции после Водокреса всю еду убирали со столов и относили скоту. В некоторых областях, например, в Воронежской, животным скармливали «немолоченный» сноп, и скотина могла разговеться. Жители Полесья рисовали на дверях кресты с конями, чтобы грозы и удары молний не угрожали хатам.
Крестьяне, желая уберечь свое жилье, исписывали мелом двери и стены, рисовали на них всадников, зверей, птиц, деревья. Чтобы спасти хозяйство от пожара, они кропили стены святой водой и приговаривали специальные заговоры.
Упоминание об этом празднике сохранились и в Песнях Болгар Помаков изданных С. Верковичем в 1874 году под названием «Веда Славена». Смотрим ниже:
песня 1.
Ой, Сварог наш Пращур где ты, на небе ли или на земле и если, Сварог, на небесах, то мольбою тебе молимся, чтобы сошел ты на гору Белую на бел кладенец, к ключику, и слетела бы туда и Жива Юда самовила и в руке её золотая чаша, золотая братина, но воду она не точит так как тебя, Сварога, ждёт. Да сойди же, Сварог! Ведь ей уже пришла пора. Минул уже Перунов день. Ходили мы из града в град, от двора ко двору, и одарили нас подарками. А теперь прысни Боже светлой водой, с горы Белой на поле, и где капнет светлая капелька, там во дворе будут все живы и здоровы до старости. И на поле пшеница уродится, на лозах белые гроздья, в саду червонные яблоки, а во дворе белое сукно. И тот, кто ест белый хлеб, кто пьёт зелено вино, тот тебя Боже славой хвалит, и тебе Боже, песни поёт. Ведь Силён ты, Боже и что только ты велишь, то сразу Явишь, негаданно, и без маеты.
Песня 2.
Ой, царь, ты государь, что сидишь ты во дворце, и не восходишь на гору, чтоб вытянуть десную руку, протянуть её к небесам высоко и Бога хвальбою похвалить (знамение славы). Как прокричит Жива Юда самовила, с горы, с Белой: «Где ты царь, где? Уж на горе Сварог Бог, наш Пращур. Точила я, чистую воду, вкусную воду в золотую чашу, во братину, и ею службу служила. Пил ее Бог, да напился, а потом встряхнулась его десная рука, качнулась, и пролилась золотая чаша да вылилась, прыснула она на тот город, на дворец, да на поле и на лозы она во садок . Жив будь царь до старости. Здравствуй ты царь целый год.
Песня 3.
Ой, Боже ты Сварог! Сварог наш Пращур! Где ты, Боже, на небесах или на земле трясни, Боже, десной рукой, да увидишь, да узреешь. Хвальбой хвалит тебя наш царь, поднял он десную руку к вышине до небес, и тебя он славой славит. Прыснул Бог ему чистой водой, да на дворец, на поле, на нивы. Прикрикнул тут молодой царь, и такое слово говорит: «Ой, Боже Сварог! Сойди Боже, на землю, на гору Белую, нынче твой день, Сварога день. Прыснул бы ты чистою водой, вкусной водой. Я мольбой тебе молюсь, чтобы пришел ты в этот год, чтоб блеснуло ясно Солнце, а с Солнцем вместе твой день.
(от другого певца)
Песня 1.
Ой, боже Сварог! Садился Сварог в вышине, на гору, здесь его золоченный кладенец, где жаркая вода и от неё стоит сильный огонь аж до небес, а у огня сидит Жива Юда и вот она убралась, нарядилась в одежды позолоченные, что горят как ясно Солнце. В десной руке у неё золотой карец (ковш), а в нем жаркая вода, в левой руке золотая чаша. Она службу служит Сварогу Богу. А девченочки на поле жертву воздают и к Богу молятся: «Ой, Боже Сварог! Тебе жертву, воздаем, ведь сегодня твой день. Днесь ты сходишь с небес, и садишься на горе. Служит тебе Жива Юда, и как напьёшься жаркой воды то подними золотую чашу, и прысни этой водой, на нас, да на поле, чтоб были мы живы и здоровы, и будем жить за тысячу лет ( в древности продолжительность жизни была высокая). Мы ходим от двора ко двору, и с нами идёт Жива Юда, а в руках её золотой карец и золотая чаша, а в чаше жаркая вода, и куда только Юда дойдёт, то прыснет жаркой водой, и там во дворе все живятся и здравствуют, и тебя прославляют». Так девушки песню поют, Богу молятся, а Жива Юда у кладенца и лицо её озолотилось. Подаёт она чашу, чтоб напился Сварог Бог, но он жаркую воду не всю пьёт, а брызжет на девченочек, и лики их светлеют, от их лиц — ясная заря. Одежды тоже позолотились, посветлели. И вот Бог Юде речь говорит: «Юда Жива самовила, ведь уже мой день, от меня наказ возьми, чтоб наточить жаркой воды, в руке твоей золотой карец, слети ты на поле, где тебя ждут девченочки, и для меня жертву воздают, а для тебя венки берут и золотом их повивают, а как в крепкий град тебя сведут и ты пойдёшь от двора ко двору, то там золотые венки главу твою обовьют. Ведь ты богиня новой годины! Три дня быть тебе на земле, а потом померкнет над горой и от туда придет тёмная мгла, и заросит частая раса, когда минует Сурвак день». Жива Юда послушалась, и пошла на золотой кладенец, подставила там золотой карец, наточила жаркой воды — и вниз сходила, на поле. В лице её ясно Солнце, в груди её — ясный месяц, по подолу золотые звёзды. В десной руке золотой карец, в шуйцей золотая чаша. Девчонки к ней наведались, и каждая венок даёт, на голову ей кладет. Блеснула ясная заря, ведь среди девчат Жива Юда Богиня, и её ведут в крепкий город, и ходят от двора ко двору. Девчата песни с ней поют: «Видели ли , слышали ли, как нас всех Бог пожаловал, и послал он Живу Юду, чтобы пошла в наши грады, и у кого есть бел венок, с золотом в подарок той богине, тому наточит она жаркой воды и напоит » Так пели девы припевали, и всякий их слышит в крепком граде. Девченочки венки всё вьют, юнцы их позолачивают. «Ой, Юда, млада Богиня! Как вспорхнёшь ты же на небеса, да возьми ты белый венок, тот что носишь на главе, и прысни жаркой водой, тебя мы ждём всю годину, ты Богиня на земле — и лишь тот, кто тебе молится, жить будет за тысячу лет» Но вот пришла мгла и вылез лютый змей, и Боги разгневались, да послали на землю светлого Ярабога (имя его переделали в Георгия-Жору) с тяшкой булавой в руке и лютой саблей. И вот Яр на реке, на бел кладенце, с белым конём. Всем молодцам он молодец, и девушек спрашивает: «Девчата, мои сестрицы, слышал я, что вылез лютый змеише, и что люто заклялся он, чтоб не поздравить малых детей.» Как услышали то девицы, заплакали, закликали, едва слово выговорят: «Молодец, неведомый витязь, внизу тот лютый змей. Прямо на реке, днесь он прилез в наш город, тайком взял девять девиц, и по утру рано отошел; и ведь ещё требует»
Светлый Яр им говорит: «Идёмте, девы, покажите, где тут лютый этот змей — меня Боги сюда послали, чтоб его рассечь на куски, чтоб защитить ваши города.» Девушки ему говорят: «Ай, молодец, ай, витязь!» И отъехал он на реку. Лютой змей на солнышке греется, повытянул десную ногу, дрёма его обуяла, трёхглавого. Яробог прикрикнул тут: «Эй, ты , змей, скоро утонешь ты в реке, за то что выполз на поле. Какой враг тебя принёс, чтоб вошел ты в крепкий город, где летала Жива Юда, да прыскала жаркой водой. Лишь тот, кто пьёт жаркую воду, жить будет за тысячу лет. Боги на тебя разгневались, а мне такой приказ давали рассечь тебя на куски. Лютый змей тут ответ держит: «Влетел я в крепкий город, где ходила Жива Юда, и прыскала жаркой водой, но не везде я хожу, а лишь там, где Юда не проходила, где ей даров не дарили, и венком главу не одели.» Светлый Яр его не слушает, он поднял тяшку булаву, и три главы ему сносил. Как увидели это девушки, хватали белого коня, под уздцы, и Яру молятся, чтоб к ним зашел он в крепкий город, к царю, и тот ему дар подарит. Светлый Яр им ответ держит: «Не зайду, девы, в крепкий город ваш. Пусть царь меня дарами одарит, тогда когда придет мой личень день, Яробога -день.» Ещё слов не договорил, тронул коня, и изчез, вспорхнув на небеса. … И потом пошла Жива на золотой кладенец, наточить жаркой воды, над которой огонь и сильное пламя. Никто на гору не идёт, а кто пойдёт, так тот сгорит. В том огне только Жива Юда, Богу службу служит, и даёт ему золотую чашу, а в чаше жаркая вода, которой брызжет он на землю нашу и так светлеет тут вся вода….
Источник
В Мой Мир
Обсудить на нашем форуме
|