Пятница, 22.11.2024, 19:02Главная | Регистрация | Вход

Форма входа

Навигация

Мини-чат



Лунный День

Коляды Даръ 7531

Поиск по сайту

Живая Буквица

Алтайский мёд

Наследие Предковъ

Мудрословие

Наше Потомство

Музыка Света

Русь в картинах

Славянский софт

Русский Домострой

Деревенская Жизнь

Запретные находки

Наш Опрос

Вы почитаете своих Предков?
Всего ответов: 1093

Славянская музыка

Наши Друзья

Кнопка сайта



РОДобожие - Славяно-Арийская Культура - Наследие Предковъ.

Помощь сайту


Купить Алтайский мёд с личной пасеки

Ваша помощь
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку
Яндекс Деньги: 410011010026666

Сегодня были

Статистика

Онлайн всего: 16
Гостей: 16
Пользователей: 0




Рейтинг Славянских Сайтов



Голосуйте за наш сайт в каталоге Rubo.Ru















Яндекс.Метрика
Наследие Предковъ
Главная » Статьи » ВеРА » Праздники

Громница, Сретенье, ПЕРВАЯ ЗАКЛИЧКА ВЕСНЫ — 2 лютеня (февраля)

Громница, Сретенье, ПЕРВАЯ ЗАКЛИЧКА ВЕСНЫ — 2 лютеня (февраля)

Громница (Громницы) – один из старинных славянских святодней Кологода, связанный с почитанием Огня, Света и Грозы. Подобные праздники встречали по всей Европе, суть их была одна  и различными были лишь названия - Громница, День Бригитты, Имболк, Луперкалия, Кандола, Кендлмас и т.д. Это лишний раз подтверждает, что подобный праздник восходит к времени индоевропейского единства, когда предки народов индоевропейской (арийской) языковой семьи (славян, балтов, германцев, кельтов, индусов, иранцев и др.) были одним пра-народом. Отмечается Громница в первых числах лютня (февраля) и знаменует время Великого Перелома, начало конца владычества Марены над миром Яви. С введением христианства большинство языческих праздников было подменены или слиты с христианскими, что и произошло с Громницей. Этот древний  праздник в христианской традиции называется Сретением господним, ныне отмечаемый  2 февраля католиками, православными 15 февраля, имеет несомненно  языческое происхождение и явную связь с культом Перуна-Громовника.


Считается, что в этот день, единственный за всю зиму, можно услышать раскаты грома, когда Зима-Морена дает первый бой юной Весне. Происходит противостояние тьмы и холода со светом и теплом, потому в этот праздник славят Громовержца Перуна и Богиню Громовницу.  У южных славян Богиню зовут Громовицей, на Украине - Паляницей. Восточные славяне почитают жену Перуна Додолу, Перуницу. Существует также в русской традиции и имя Молоньица, так Царица-Молоньица, жена Царя-Огня упоминается в сказке "Кузьма Скоробогатый". А в Велесовой книге (даже если говорить о ней, как о Литературном художественном источнике) говорится: «Летит во Сварге Перуница и несёт рог славы, чтобы его испили мы до дна. А поле наше должны мы с вами отобрать у наших у врагов (…) И павшему на поле битвы Перуница даёт воды живой отпить. И выпьет он её и пойдёт во Сваргу на коне белом».

Перуница – это волевая, сильная сторона женского начала. Во многих песнях и сказках упоминаются образы женщин-богатырш (Василиса Микулишна, Усоньша-богатырша), другое их название Девы-поляницы (паляницы). Эти девы бились наравне с мужчинами своего племени и нередко одерживали верх, иногда силой, а иногда ворожбой и хитростью. Само название, возможно, берет свое начало от слова "поле" - поле битвы, поле брани. Перуница  - первая помощница Перуна и его соратница, его дочь, сестра, супруга (в различных версиях). Здесь можно провести параллель с древнегреческой богиней-Афиной, Дева-Воительница, дочь Громовика-Зевса, порожденной самим Зевсом из своей гОловы, его  ипостась в женском обличии, независимая сильная личность.
Спустя века сложно определить, кого именно почитали больше в этот день Громовника или Богиню-Громовницу, но громовые раскаты или ярая молния в начале зимнего месяца говорят сами за себя, что почиталось божество Грома, А кто именно оказывал противборство  хладным силам тьмы Перун или Паляница сути праздника не меняет. Как отражения Небесного огня (Молоний), главным атрибутом этого праздника была особая громничная свеча. Воск был хорошо, известен нашим предкам занимавшимся бортничеством, потому утверждение, что свечи появились на Руси лишь с появлением первых христианских священников ошибочно. Для Громничной свечи заготавливался воск заранее наилучшего качества, изготовлялись эти свечи в последний шесток перед праздником. В Белорусии  Громницы, как олицетворение Перуновой силы отливались преимущество мужчинами хозяевами дома, чем больше получалась свеча, тем благополучнее считался будущий год. В Украине Громницы изготовлялись в основном женщинами, три свечи сплетались "в косу", расходясь кверху маленьким Трезубцем (символ единства тремирья Яви, Нави и Прави). До введения христианства громовая свеча зажигалась на Перуновом капище, после христианизации славян – во время богослужения в церкви. Осевещенной на Капище свечой творили дома громничные обряды. Над головой каждого из домашних рисовали огненные кресты, как бы "подсмалвалi" волосы, обходили весь дом посолонь с зажженной свечой, обжигая каждый угол, чтобы выжечь все лихо из дома, рисовали огненные коловраты на стенах, призванные защитить жилище. Хлев также защищали огненными узорами, разламывали часть свечи на несколько кусков, по числу голов скота, подпаливали им шерсть и  закатывали в шкуру капли воска, защищая скотину от падежа. Громничные свечи хранили в течении всего года, зажигая в дни больших праздников, рождения или болезни. Вообще Громницы считались мощным народным магическим средством. Летом славяне верили, что зажженная на подоконнике свеча сбережет дом от удара молнии и пожара. Воск громницы носили как оберег, давали в качестве лекарства, брали с собой, когда шли свататься, давали в руки больному, чтобы облегчить его уход в иной мир или отогнать болезнь. Громовую свечу выносили и в поле с началом жатвы и сева, считали, что она охраняет межи и оберегает нивы от вредителей и заломов. ТО есть использовали во всех областях человеческой жизни, почитая мощным оберегом, храня ее в Красном Куте.


Наблюдая за погодой в этот праздник, наши предки ворожили о будущем лете. Гроза совсем не обязательное явление 2 лютеня, но услышав гром, люди ждали скоро прихода тепла. Но как мы знаем "скорое тепло" не всегда хорошо, например у белорусов есть поверье, что «калі гром грыміць на зялёны лісток, то будзе багаты гадок". Если же первый гром упадёт на голый лес, то считалось, что год будет неурожайным. Если же первый гром упадёт на голый лес, то считалось, что год будет неурожайным. И, наблюдая эту закономерность, древние славяне старались задобрить Перуна-Громовника в этот день и приносили ему жертвы, а Маланьицу чествовали песнями, просили у ней скорейшей весны.

«Ой Додола-Додолюшка, Перуница светлая!
Муж твой в походе, правь воеводит;
Дива в лесах, крышень — в небесах.
Сойди к славянам молнией рьяной!
У нас вдоволь хлеба — сойди к нам с неба!
У нас вдоволь соли — не лиши нас доли!
Сойди громливо, сойди счастливо,
Сойди красиво — честным людям на диво!
Додола славна, на надежду дана!»


Наблюдая на Громницы за погодой, люди заметили, что какая погода будет первого числа, то таким будет и весь февраль. Если день будет ясный, солнечный — жди ранней весны. «Прыйшлi грамнiцы — скiдай рукавiцы».
«Если на Громницу капель — в весну раннюю верь», если же метель завьюжит, то и до конца месяца метельно будет. Если небо белозвёздно, то зима заплачет поздно. Если с вечера в канун Сретенья небо будет усеяно звёздами, то и зима ещё не скоро «зачнёт плакать», и весна зацветёт на Руси позднее обыкновенного.
По народному поверью в эту пору Медведь, Лесной Хозяин в своей берлоге поворачивается на другой бок-«февраль рассечёт зиму пополам, а медведю бок согреет» На склоне дня славянские ребятишки проживающие на Украине и южнее  собиралась где-нибудь на пригорке за околицей и начинала первый раз закликать Солнышко, чтобы выглянуло оно «из-за гор-горы» и показало этим, что Весна действительно встретилась с Зимою. Со дня Громницы начинались первые заклички весны, в районах средней полосы России  - закликать весну начинали позже.

ИСТОЧНИК


2-го лютня славяне празднуют день Громницы. Кельтский Imbolс или Brigantia, Candlemas, Канделор - День Свечей средневековой Европы (Франция, Италия, Испания), скандинавская Blossmesse - Ветряная месса, день святой Бригитты, бывшей Белой Богини (Ирландия, Шотландия) – всё это названия одной и той же точки календаря и соответствующего ей праздника в Традиции.

Середина зимы, одно из самых холодных времён года. Но при этом свет уже начинает существенно прибывать.

Пришёл месяц-бокогрей,
Землю-Матушку не грел -
Бок корове обогрел,
И корове, и коню,
И седому старику
Морозу-Морозычу
Ты, Морозко, не серчай,
Из деревни убегай -
Что за тридевять земель,
да за тридесять морей!
Там твоё хозяйство,
ждёт тебя заброшено
Белым снегом запорошено
За ледяными печатями,
За семью железными замками:
Да за семью засовами!


- поётся в старинной народной песне…

День Громницы знаменует оживание года, обозначает перелом зимы на весну. Это - время пробуждения Богини, а с ней – пока ещё девственных, стихийных сил природы. Из чёрной зимней ипостаси бесплодной владычицы Нави, из старухи-Зимы, Богиня трансформируется в холодную ипостась повелительницы ранней весны, предстаёт в образе Девы-девственницы, священной Невесты Года и Солнца. Новая ипостась Богини покровительствует силам исцеления, ремёсел и поэзии.

У южных славян Богиню зовут Громовицей или Паляницей. В Восточные славяне почитают жену Перуна Додолу-Маланьицу, Перуницу. Перуница – это волевая, сильная сторона женского начала. Здесь можно провести параллель с греческой Афиной, Девой-Воительницей, дочерью Громовержца Зевса.

По поверью, в этот день происходит первая встреча старухи-Зимы с юной Весной на мироколице Яви, когда силы Весны дают первый бой силам Зимы и единственный раз в зимнее время гремит Перунов гром.

Громница - это день открытия источника юности и пробуждения воды (с пробуждением девственной женской силы связаны обряды освобождения воды или омовения в источнике юности). Это День Очищения года, время девственности мира, время, когда живые организмы начинают готовиться к приходу нового периода плодородия. Для кельтов на островах праздник Перелома Зимы становится праздником воды, для обитателей побережья северных морей – праздником ветра (у скандинавов говорят, что в этот день ветер поворачивает на весну), в магии славян – это праздник огня (но не больших костров, а малой свечи) и грома.

В День Очищения Года творят люди различные очистительные и обережные обряды и просят Хозяйку Зимы быть к ним милостивой. Ритуальное очищение, символизирующее собой переход из состояния старости, сна и смерти в состояние девственности и пробуждения, в Традиции является обязательным элементом для обрядов этого дня в самой разнообразной форме - общего омовения, умывания естественной влагой, отказа от пищи, кресения огнём и т.д. Например, для защиты от шторма призывают огонь – жгут мётлы и веники. В этот день у славян девам запрещено расчёсывать волосы, также не стоит прясть и плести сети.

Громница – значимый день для женской волошбы, особенно для дев, которые на данном этапе жизни своей ценят Силу и Волю, идут стезёй Перуницы. Интересно, что этот день был первым из 4-х дней, в которые британские ведьмы справляли свои шабаши.

Как маленькие отражения Небесного Пламени, Предки наши всюду запаливали малые огни на Земле. Наиболее известны «громовые свечи» или «громницы» - сильное средство народной магии. Огонь громницкой свечи равен по силе купальскому костру, только защищает он не весь окрест, а один дом. В Европе в Candlemas пламенем свечей выводили косые кресты на входе в дом и на накате, чтобы оградить дом от грома и нечистой силы. Ещё в начале XX века в Белоруссии в день перелома зимы проводился особый обряд освящения и чествования громничной свечи. Обряд этот имел величайшее значение на весь год. Творя обережье, хозяин дома огнём «громницы» опалял косым крестом волосы себе и всем домочадцам. Воск такой свечи смешивали с льняным семенем от бури. Потушенная свеча разламывалась на кусочки, которые раскладывались по клетям и в хлевах, чтобы спасти скотину от падежа и чумной заразы. Считалось, что нечистая сила не дерзнет к ней прикоснуться. Свечу брали на поля при начале сева и жатвы. Она охраняла межи, предотвращала заломы в хлебе, истребляла вредителей в нивах. «Громницу» давали в руки покойнику в минуты кончины и зажигали ее, чтобы пламя спасло этого человека на пути загробных мытарств и во время хождений по мукам, среди геенны огненной. «Громница», хранимая в доме в красном углу, оберегает дом от грома и молнии.

В эпоху двоеверия и по нынешнюю пору православные христиане отмечают 02-го февраля Сретенье (Встречу) Господне.

Какова погода второго числа - таков и весь февраль. Студёны сретенские морозы, но знает память народная и об оттепелях в это время, также именуемых сретенскими. «Что сретенский мороз? Пришёл февраль-батюшка, так и мужик зиму перерос». Ясный, солнечный день сулит раннюю весну. В народе говорят: «На Громницу зима весну встречает, заморозить красную хочет, а сама – лиходейка – со своего хотения потеет»«На Громницу Солнце на лето, Зима на мороз». Оттепель служит предвестницей «худой и гнилой весны». «На Громницу капель - в весну раннюю верь, если метель разгуляется - долго будет погода метельная, до конца месяца»«На Громницу снежок – на весну дожжок!» (т.е. весна будет мокрая). Если с вечера в канун Громницы небо усеяно звёздами, то и зима ещё не скоро «зачнёт плакать» и весна зацветёт на Руси позже обыкновенного.

По народному поверью в эту пору Лесной Хозяин, любимец Велеса, переворачивается в своей берлоге на другой бок («февраль рассечёт зиму пополам, а медведю бок согреет»).

На склоне дня Громницы деревенская детвора собиралась где-нибудь на пригорке за околицей и начинала первый раз закликать Солнышко, чтобы выглянуло оно «из-за гор-горы» и показало этим, что Весна действительно встретилась с Зимою.

Солнышко-вёдрышко, Выгляни, красное
Из-за гор-горы!
Выгляни, солнышко,
до вешней поры!

Видело ль, ты, вёдрышко,
Красную Весну?
Встретило ли, красное,
Ты свою сестру?
Видело ли, солнышко,
Старую Ягу,
Бабу ли Ягу -
Ведьму-Зиму?

Как она, лютая,
От Весны ушла
От красной бегла,
В мешке стужу несла
Холод на землю трясла
Сама оступилась,
Под гору покатилась
Встретила Весну -
Солнцеву сестру!


Если солнышко и в самом деле выглядывало перед закатом, то ребятишки приносили эту радостную весть, равнозначную примете, что прошли последние морозы, в деревню. Если же Солнце не «обрадует» - это предвещает сильные морозы на Велесовы святки.

Интересны также народные традиции в дни, следующие за Громницей. Например, накануне, 01 февраля, в старину совершался в деревнях обряд-заклинание мышей, которые к этому времени, истощив свои запасы, перебирались под скирды и начинали безданно-беспошлинно кормиться за крестьянский счёт. Заклинание исконных врагов хлебороба-пахаря проводилось специально приглашённым стариком-знахарем особой, освящённою многовековой давностью обрядностью.

Оттепель на Громницу напоминала заботливому хозяину, что пора начинать починку летней сбруи. Потому день 3-го февраля назывался «Починки». В этот день спозаранку осматривали лошадей, которых у нерадивых хозяев мог в ночь с Громницы заездить Домовой. Для предотвращения такой напасти вечером на Громницу привязывали лошадям кнут и онучи на шею, а за несколько дней до «опасной ночи» хозяйка задабривала Домового горшком горячей каши. Для усмирения же «разгулявшегося» Домового призывали знахаря, который особым обрядом «наводил порядок». Если же не усмирить, не задобрить Домового, то «из доброго Хозяин обернётся в лихого», а тогда беда – «всё во дворе и избе пойдёт на изворот, спорина пропадает, скот худеет и чахнет, люди болестям поддаются».

05-е февраля – «Агафья-поминальница», в день этот поминали умерших дедов-прадедов. В этот же день в Поволжских губерниях люди защищали свои хлева старыми лаптями, обильно смоченными дёгтем – так отпугивали «Коровью Смерть». Считалось, что чудище это, почуявшее оттепель и заморенное зимней голодовкой, начинает бродить вокруг сёл и высматривать себе поживу. По старинному поверью, «Коровья Смерть» не может зайти в село сама (совершённое осенью обрядовое опахивание деревни отгоняет её), а непременно завозится кем-то из людей.

06 февряля в народном календаре называется «Аксинья-Полухлебница, «Полузимница» - середина зимы, когда она в полной силе, но убыль её ближе с каждым днём. По этому дню старались рассчитывать расход хлеба и других припасов, чтобы к «Полухлебнице» израсходовать ровно половину.

 07-го февраля в старину принято было печь пироги с луком и раздавать их случайным прохожим «на счастье». Верили, что таким образом призывают Счастье в свою семью. «Лады в семье – больше счастья и не найти, хоть весь свет обойти».

ИСТОЧНИК

 


Громница[*] - одно из званий Богоматери (Матери Богов Света) богини Зари, в этот день называемой также Царицей Молоньей или Меланьей. Громница - является предвестницей тепла, воплощая своим явлением Сретенье (Встречу) Зимы с грядущим Летом. Этот первый день в году - когда можно увидеть молнию и услышать раскаты грома.
Изображение

Богиня Заря, своим Сретеньем с богиней Ладой предвещает явление Царя, и посему обрядовой основой Святодня Громницы, является заготовка Требы к предстоящему Дню бога Волоса (Велеса Сивого). Людям христианского вероисповедания гоже в этот день (либо 15 февраля, но не позднее) заготавливать (или приобретать) свечи, коим надлежит служить Требой на Власьев день (24 февраля). Эта Треба воздаётся во имя защиты (в этом году) всего сущего - служащего во благо человеку.
На смену холодному январю пришел февраль. В этот день Зима стареет, и дает отчаянный бой, выезжающей на Солнечную тропу, молодой Весне. Это сражение женских богинь является прямым наследием доведической эпохи. В этот день закликают Солнце, чтобы оно увидело свою сестрицу Весну. Устраивают игры - зимоборы, когда деревня разделяется на две партии, и они сталкивается стенка о стенку. При этом всерьез не бьются - толкаются и борются, так что трещат пуговицы, рукава и карманы
В это время бывает оттепель, ненастье и гром так, что не на долго просыпается Перун. Но если загремит гром, то год будет голодный. По этому поводу бывали плачь и вопли как на похоронах. Вместе с этим воплями гоняли Марену, чтоб уходила и не забрала с собой кого-нибудь. После этого дня начинаются февральские морозы, от которых трещат деревянные дома.

Зиму на вилы вздел Ярило. "Январю-батюшке - морозы, февралю - метели", приметили в народе. Но как бы ни было холодно и снежно, воздух уже весенний, ароматный: "Как февраль ни злись, как ты, март, ни хмурься, а весною пахнет" и еще добавляют: "Пришел февраль - рассек зиму пополам, медведю в берлоге бок согрел... и корове, и коню, и седому старику". Февраль и теплом приласкает, и морозом отдубасит. Если февраль холодный и сухой, август будет жаркий.

"Зима Весну встречает, заморозить красную хочет, а сама от своего хотения только потеет". "Велес сшиб рог с зимы". "Кончилась твоя власть, Зима! - Весна на пороге". Такие мысли приходят человеку накануне Сретенья, ведь Сретенье или среча по-славянски означает встречу, первую встречу Зимы и Весны. И хотя еще не все морозы оттрещали, не все вьюги отвеяли, но день становится заметно длиннее, а в воздухе уже пахнет весной. Сретенье - это первая закличка Весны, богини Живы и Ярила-солнца. Ярило - это уже не малыш Коляда, это яркое, ясное, ярое Солнце, которое оплодотворяет Землю весенним теплом, дарует Земле новую жизнь. И плодотворящий Велес готовится выйти из Земли, чтобы поддержать своих питомцев - травы и деревья, а также нарождающихся птичек и зверюшек.

Весну встречают блинами. Круглый, жаркий блин - символ Солнца. Трудно еще Солнцу растопить снежные заносы - надо дать ему горячих и румяных помощников. Каждая хозяйка печет блины по-своему, только ленивая берет блинную муку и разводит ее водой. Ритуальные блины замешивают на талой воде и пекут во всю сковороду. А что туда добавляется, одному Роду ведомо: греча и овес, яйца взбитые и масло, мед и пиво - все идет в дело. К блинам полагается творог как символ творения мира. Первый блин посвящается предкам - его отдают птицам. Хозяева же готовят брагу. Воду для браги берут колодезную или ключевую. Крутым кипятком заливают сено душистых трав и пережженные дочерна ржаные и пшеничные сухари, сюда же добавляют колоски и все хорошенько настаивают. Настой сливают в кадки и заправляют медом, хмелем, дрожжами, изюмом и оставляют бродить на три дня. Когда первая пена сходит на нет, заправляют новым медом и забраживают по второму разу.

Первыми закликают Весну малыши. Они забегают на пригорок, звенят в колокольчики, стучат в бубенцы. Повернувшись к Солнцу, причитают:

"Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
с великой милостью:
Со льном большим,
с корнем глубоким,
с хлебом великим."

После этого они лепят снежных баб, съезжают с горок на санках - кто дальше. Взрослые запускают с горы горящее колесо. Его сделать очень просто - колесо густо обматывается сухим сеном, берестой, можно и бумагой. Колесо поджигают и отпускают под гору, приговаривая: "Колесо, гори, катись - с летом красным воротись..." Если колесо катится ровно, по дороге не затухает, значит и лето будет долгое, т╦плое.

7 февраля, на момент новолуния, по восточному каленарю приходит год Быка. По сути дела это и есть начало нового плодородного года, когда природа начинает просыпаться от зимней спячки, а люди начинают готовиться к весне, закликать ее.

А. Резунков, руководитель общины "Крина"

..еще по теме заклички

Солнышко-вёдрышко,
Выгляни из-за горы,
Выгляни, красное,
До вешней поры!

Солнышко, покажись,
Красное, снарядись!
Чтобы год от года
Давала нам погода:
Тёплое летечко,
Грибы в берестечко,
Ягоды в лукошко,
Зелёного горошка!

народные приметы на Сретенье: Если солнце перед закатом выглянет сквозь облака - прошли последние морозы; если солнце вовсе не покажется - ожидай строгих Власьевских Велесовых морозов (24 февраля).
___________________________________________________________
[*]Особое значение придавали в день Громницы обряду освящения свечей. В Белоруссии, где этот обряд сохранился в наиболее чистом виде, ему придают огромное значение, считая, что он влияет не только на весь год, но и на всю жизнь. Люди в этот день освящали в церкви свечки, которые после освящения назывались уже «громничными».

По возвращении из церкви, хозяева зажигали дома свечу, и глава семьи вершил обряд: сначала он опаливал крестообразно волосы на своей голове, а затем то же самое проделывал с волосами всех домашних по старшинству. После этого шли всей семьёй в хлев, где хозяин опять же собственноручно опаливал крестообразно шерсть животных и прикасался пламенем свечи к стенам, окнам и дверям.
http://webcommunity.ru/5150/


Вторая закличка Весны, или праздник Лели или Сорок Сорок или закличка жаворонков, приходится на весеннее равноденствие 22 Марта.

ИСТОЧНИК









Обсудить на нашем форуме

Категория: Праздники | Добавил: Sventoyar (01.02.2024)
Просмотров: 191 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
РОДобожие © Льто 7518 - 7531 от С.М.З.Х. 18+ |