Четверг, 08.12.2016, 02:18Главная | Регистрация | Вход

Форма входа

Логин:
Пароль:

Ключевые слова

Мини-чат



Славянское Время

Наши Праздники

Фаза луны

Поиск по сайту

Коляды Дар 7525

Живая Буквица

х'Арийская Каруна

Галерея

Алтайский мёд

Рунические Обереги



Славянские Рунические обереги на заказ

Старая ВѢра

Наследие Предковъ

Мудрословие

Наше Потомство

Здрава

Музыка Света

Русь в картинах

Славянский софт

Русский Домострой

Деревенская Жизнь

Запретные находки

Выживание

Наш Опрос

Нужно ли уезжать из города на землю?
Всего ответов: 1719

Славянская музыка

АудиоВѢды

Коловрат ТВ

Наши Друзья

Кнопка сайта



РОДобожие - Славяно-Арийская Культура - Наследие Предковъ.

Помощь сайту


Купить Алтайский мёд с личной пасеки

Ваша помощь
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку
Яндекс Деньги: 410011010026666

Сегодня были

Статистика

Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0




Рейтинг Славянских Сайтов



Голосуйте за наш сайт в каталоге Rubo.Ru















Яндекс.Метрика
Наследие Предковъ
Главная » Статьи » ВеРА » Старая ВѢра (Инглiизмъ)

Слово об устройстве Капища

Капища


Русское слово «Капище» – скорее всего, производное от славянского корня «скепь»: скепати – рубить; скапаное (скепаное) – вырубленное, тесаное (переход «е» в «а» связан с влиянием акающего говора).
Тут мы встречаемся с прямым указанием на то, что материалом, из которого строились древнерусские Святилища, было дерево.

(Но есть ещё вариант расшифровки: "Ка"  это руна обозначающая "собрание- сборник  всего, второе значение это "дух" в который включено все многообразие мира, а "пища" и так всем понятно поэтому дословно "капище это место для питания духа", но продолжим).

Старинное выражение «Капищь сграждаем» имеет позднее толкование – возводим, строим. Но, раньше оно, вероятно, означало «горожение» (огораживание) Священного места бревенчатым тыном.

 Любой вытесанный из дерева долгий предмет (столб, оглобля, копейное древко) в древнерусском языке назывался «скепище» или «искепище», что прямо подтверждает закономерность подобного словообразования.

Однако, вопреки старому народному выражению, что «капь не в бревнах, а в ребрах», языческие храмины на Руси все же строили.
Примечательно, что на юго-западе Руси «каплица» (капличка) вплоть до ХХ века означало – часовня, молельня, божница. Небольшие часовни в «области войска донского» и в XIX веке называли «капиште».
В католицизме слово «капелла» и поныне означает часовню или домовую церковь, а католический священник зовется капелланом.
В.Даль приводит древнерусское слово «церквище», именно как обозначение языческого храма, подразумевая наличие некой постройки.
Очевидно, помимо «гороженых» Капей существовали так же Капи «с подвершной» – крытые.
М.Фасмер в своем словаре приводит древнерусское слово «Ятка» в значении: «палатка, торговое место, шалаш, пещера, а так же языческий храм». Примечательно то, что «Ятка» – слово производное от древнерусского «ять» – брать, прятать, укрывать.
Таким образом, имеется ввиду небольшое (бревенчатое) сооружение – клеть, скрывище.
Еще одним подтверждением наличия крытых капищь является определение слова «Куща» в словаре В.Даля – «шатер, намет, навес, сень, капь». Добавим к сказанному то, что Кущами в древней Руси называли так же Священные Рощи близь особо почитаемых в народе родников.

Интересным в своих толкованиях, хотя и не совсем ясным по смыслу, является старое тверское слово «окапаный» – в позднем значении «подобный, очень похожий». Возможно, изначально, значение было «твореный в образ» – списаный (исдолбаный) с натуры или по представлению.

На русском севере в серёдне (сердце) капища иногда устанавливали «писаный камень» покрытый рукосечным узорочьем (он означал камень -алатырь).
Нередко центром Святилища становился «лежень» – одиноко лежащий в поле дикий валун. Такие камни искони считались наделенными волшебной целительной силой. К некоторым Святым Камням народная тропа не заросла и по сию пору.
Мастера камнерезы, посредством нехитрого железного долбила наносили на поверхность камня частое плетение узора.
Каменный исдолб покрывался рукотворными образами издревле знакомыми мастерам еще по деревянной резьбе и отражавшими картину устройства Мироколицы.

Внутри всякой древнерусской Капи, перед Священными Исдолбами располагалось «жрище» (жертвище) – место где приносили жертвы (требы) Богам и Предкам (чаще всего жертвенником была толстая вкопанная в землю колода).

Рядом с жертвищем находилось «Огнище» – место раскладки Священного Огня который, как установлено, горел в некоторых Капях неугасимо.
В Святилище горел особый – «Тёртый Огонь» называвшийся так же «деревянным». Он получался самым чистым способом – трением дерева о дерево. В более поздние времена Чистый Огонь получался посредством выкресания из кремня железным кресалом или с помощью стеклянной чечевицы (брюшистого, пузатого стекла) непосредственно от Солнца.

Несмотря на кажущуюся простоту, Русское Языческое Капище – явление сложное, тесно связанное в своей организации сакрального пространства с Великим Ладом Мироколицы.

 

Како надлежит Капь ставить

 

Собираются волхвы лучшие разумные и постоятельные люди на благопромыслительный совет – как сему месту быть надлежит.
О месте сём сведать заранее: растут ли там колосья двойные али клевер диковинный али еще какое чудо в яви является. Аще же сведать, нету ли в месте том какого лукавства и нестроения бяху.
После же, Обряд становить на отогнание всякого худого мечтания, дабы светлодушия исполнится понеже всякая Капь – Божия Светлица ести!
Духом процветши, любомрудное дело вершить надлежит – осерёдышек Капи положно уречь – идеже есмь.
Дале потребно земным верстанием Капищно Коло уметить. В средоточие оного отяпаный кол вбити, да долгий приуз (вервие) к сему колу вязати накрепко. К концу же сего приуза другу отяпу вязать надобно – чтоб два кола на одном приузе случилось.
Опосля Коло заворобить тою отяпою, оводь чертя по окоёму да в посолонь – по тайномыслию волховскому.
Егда проделав сие, ходить волхвам по старинному – в посолонь Капь заклепывать, замыкать Святым – Насвято.
Колобродят волхвы ватагою вкруг Места Свята, рекут волхвы таковы слова заговорныя:

Вокруг поля хожу
В било я колочу!

Колотком колочусь

Околотком ворочусь!

Ни начала ни конца

Ходим как вокруг кольца

Волхвы посолонь ходят, в кудеса да в била играют, и хожденье таково разгоняет находящих зле места чистаго.
Такожде достойно ести коли с волхвами волхова ходит, да зерно околоть сееть с приговором: «Кину порохом – встанет ворохом!» Аще ли волхова солью на усолонь сыплеть – то Святу месту заборона ести.
Волхвы встёж ходят соследу дабы не спятиться и в приговоре своем ударение гласа свершают. Такожде трою волхвы Капь обходят на усолонь.
Волхвам многомудрым иже Капь утвердити похочут по вси стороны Колоземицы опознаться пристало. Ово же – полдень, ово же – полночь – вси концы Земли дабы место нашли рядобнае.
Егда же мерило праведное сие совершив, входницу на Капь вереями точеными зазначить верно, понеже путь тот – аки Мост Калинов!
Коло же Капищьно, промежной обороздить да грядовьём невысоким – яко же древле на Руси водилось.
После, с велика радением к становлению Издолба (Чура) приступиться – пусть будет по старине – как Деды ставили!
Издолб, заранее истюканый, лежмя уложити да Огнь небольшой развесть комля Оного возле. Понеже комли столпам нажигают от гнилобоя и мокрости всякой.
Во время оно науглубь яму на Капи рыти, не глубоку, но соразмерну столпа основанию.
Издолб своедельный водружать всею друговщиной (общиной) ибо он водружальный есть – вместе ставимый. Богорадно есть дело сие – разумей что сказано!
Волхвам на ставление Издолба славленья сказывать надлежит, не зазор такожде и прочим боярам слово молвить – то не против старины будет.
Опосля Капь речь поставленой.

 

Писали се Мезгирь









Обсудить на нашем форуме

Категория: Старая ВѢра (Инглiизмъ) | Добавил: Sventoyar (27.01.2012)
Просмотров: 730 | Теги: Родная Вера, Наследие Предковъ, Слово об устройстве Капища, Славяно-Арийская Культура, Светилища | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
РОДобожие © Льто 7518 - 7524 от С.М.З.Х. 18+ |