Пятница, 09.12.2016, 04:13Главная | Регистрация | Вход

Форма входа

Логин:
Пароль:

Ключевые слова

Мини-чат



Славянское Время

Наши Праздники

Фаза луны

Поиск по сайту

Коляды Дар 7525

Живая Буквица

х'Арийская Каруна

Галерея

Алтайский мёд

Рунические Обереги



Славянские Рунические обереги на заказ

Старая ВѢра

Наследие Предковъ

Мудрословие

Наше Потомство

Здрава

Музыка Света

Русь в картинах

Славянский софт

Русский Домострой

Деревенская Жизнь

Запретные находки

Выживание

Наш Опрос

Вы почитаете своих Предков?
Всего ответов: 1036

Славянская музыка

АудиоВѢды

Коловрат ТВ

Наши Друзья

Кнопка сайта



РОДобожие - Славяно-Арийская Культура - Наследие Предковъ.

Помощь сайту


Купить Алтайский мёд с личной пасеки

Ваша помощь
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку
Яндекс Деньги: 410011010026666

Сегодня были

Статистика

Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0




Рейтинг Славянских Сайтов



Голосуйте за наш сайт в каталоге Rubo.Ru















Яндекс.Метрика
Наследие Предковъ
Главная » Статьи » ВеРА » Старая ВѢра (Инглiизмъ)

Откуда на Руси пошли Колядки


СЛАВА РОДУ. СЛАВА КОЛЯДЕ. СЛАВА ДНЮ ПЕРЕМЕН.



Праздник, в честь Бога Коляды, приходится на день зимнего Солнцестояния.Чем же интересен этот день?



Это день- границы-перехода\стоим мы, например, на пороге на границе и можем как войти в одну комнату, так и в другую\. Так вот дни переходы этим и замечательны, что мы можем, никуда не выходя из комнаты, путешествовать. Какие дни переходы навскидку можно вспомнить: новолуние, полнолуние, экадаши, дни солнцестояния, дни смены эпох \2012\,дни рождения БОГОВ и др.



«Если на Коляду светло и солнечно, на новый год морозно и ясно. Если же хмуро и иней повиснет, новый год будет теплым и пасмурным».


«С какой стороны на Солнцеворот ветер дует, с такой будет дуть до Масленицы».


«Если в этот день тепло, зима будет холодная».


«В ночь звезд густо – густо и ягод будет».


Коляда празднуется не всегда в один и тот же день. Как и все остальные Главные славянские праздники (Масленица, Купала и Таусень), связанные с четырьмя основными ежегодными астрономическими событиями (двумя равноденствиями и двумя солнцестояниями), Коляда относится к так называемым ПОДВИЖНЫМ праздникам. Каждый из них имеет "свою" неделю - купальскую, масленичную, святки и пр.



А происходит это по той причине, что наш календарь Лунно-Солнечный, а не просто Солнечный. Беря за основу Солнечную дату, наш календарь соотносит ее с ближайшими фазами Луны. Если полнолуние близко (в пределах 1-2 дней "до" или в передела 4-6 дней "после") к Солнечной дате, то праздник празднуется в день полнолуния. Если Луна "далеко", то празднуется только по Солнцу.



Но в любом случае празднику сопутствует своя "святая" неделя, которая мистически является продолжением (в обе стороны) дня праздника. Вся неделя - это как бы один большой день. Если праздник празднуется в день совпадения с полнолунием, то он приобретает особую силу - можно говорить о "Сильной Коляде" или, например, о "Сильной Купале".


На практике это означает, что непосредственную дату дня Праздника (если он не "Сильный") можно двигать по всей "святой" неделе. Не безбожно, конечно, но в определенной степени. Например, приурочив его к удобному в мирском смысле дню - к выходному дню, например. Мистически Праздник все равно останется одним днем.



И еще. Подвижный праздник САМ формирует календарь, а не является подвижной меткой на неподвижном календаре. В традиционном календаре важна не абсолютная "координата" Праздника, а относительная. Важно что за чем следует, что не может произойти, пока не произошло то-то и то-то. Важно не сколько дней разделяет Даты, но сколько и каких событий должно между ними произойти и в какой последовательности. Важна внутренняя логика и цельность календаря, а не абстрактная числовая таблица.



Практически полная "калька" этого способа вычисления даты Праздника заимствована христианами - Пасха, согласно принятой в православии "Александрийской Пасхалии", вычисляется точно так же (лишь с некоторыми отклонениями, связанными с введением в расчетную формулу даты еврейской пасхи). И также, кстати, привязывается к выходному дню - воскресенью. И также, кстати, в случае совпадения с Благовещением, сохранила приставку "Кирио" в названии ("Кириопасха"), что в переводе с греческого означает "Сильная". Также вся пасхальная неделя считается одним днем (Царские врата в церквях остаются открыты всю неделю, как во время литургии). Также в христианском календаре сохранены элементы языческого восприятия календаря - подвижные праздники, следуя внутренней логике взаимосвязи календарных событий, "тянут" за собой и другие праздники. Например, праздник Пятидесятницы двигается вместе с Пасхой, хотя и отстоит от нее более, чем на месяц.



Впрочем иначе и быть не могло - не переняв у язычников формулу вычисления своих праздников, церковь лишилась бы возможности "накрывать" ими языческие праздники.


Возвращаясь к вопросу о точной дате Коляды, следует сказать, что уместнее ставить вопрос не о дате, но о ФОРМУЛЕ вычисления даты его проведения.



А формула здесь такова: Первое полнолуние после зимнего солнцестояния (или ближайшее), если полная Луна близко (- 2-2 + 5-6 дней) либо дата Карачуна (солнцестояния), если Луна далеко, но и в том, и в другом случае дату можно придвинуть к наиболее удобному дню недели (так сказать, спроектировать ее в прагматическое пространство) в пределах Святок - нескольких дней, когда мистически время остановлено и длится один большой День - Праздник Коляды.



Расчет: в 2000 году - Коляда не сильная (полнолуние 11 декабря и 9 января), следовательно, Коляда приходится именно на зимнее солнцестояние (Карачун) - 22 декабря. Наиболее удобный для всех день недели - суббота (или воскресенье). Коляду уместно справлять в ночь с 23 на 24 декабря (в ночь с субботы на воскресенье).



В 2001 году - Коляда тоже не сильная (полнолуние 30 ноября и 30 декабря). Перенесение Праздника на 8 дней (на 30 декабря) выходит за рамки традиции, следовательно. Коляда приходится на зимнее солнцестояние (Карачун) - 22 декабря и справлять ее уместно в ночь с 22 на 23 декабря (в ночь с субботы на воскресенье).



Праздник Коляды диаметрально противоположен Купале. Знаменует сезонный поворот, прибытие света, умирание старого, приход сильного-молодого. Связан с культом Велеса и шаманизмом. Идет оборотничество, переодевание в лютого зверя - бера, тура и т.д. Следует иметь страшную личину (в смысле маску) для более успешного колядования среди местного населения. Практика показывает - чем страшнее маска, тем больше можно наколядовать.



Маска должна быть грубой работы из природных материалов - типа из кусков меха, мочалки, дерюги, бересты и пр. подручного в сельской местности материала. Весьма уместные крученые рога и пасть с клыками. В итоге должен получиться или зверь или какой-нибудь дух беспутный. Одним словом, пластмассовый череп с мигающими лампочками вместо глаз совсем не подойдет. Если подходящей личины нет в наличии, то можно потренироваться с гримасами у зеркала - иная гримаса ночью в отблесках костра вполне сойдет вместо маски. Но если и рожей не вышел, то можно приезжать и так (с босым лицом). И для таких гостей доброе дело найдется...[c]



Коляда — древний бог веселых застолий, что имя его образовано от слова «коло» (круг), что колядки, возможно, имеют какое-то отношение к колдовству. В древности его имя всегда упоминалось рядом с Крышнем, их звали малыми творцами, в отличии от великих творцов — Рода и Сварога. Имя этого русского бога известно всем. От Сочельника до самого Велесова дня от дома к дому ходили ряженые колядники и пели особые песни — колядки. Он появился на свет 8500 лет назад (то есть в 7 тысячелетии до н. э.), чтобы спасти человечество от духовного вырождения. Собрав 60 высших жрецов разных народов, Коляда начал учить позабытому ведическому знанию.

Славления Коляды. :

Коляда-Солнцеворот


Стань у наших у ворот


Разгони Сварог потемь


Верни на Русь красный день


Огнем возгори Коло воздыми


Води Коло горе а свету преболе!


Гой! Коляда! Слава!


Солнышко повернись


Красное разожгись


В дорогу выезжай


Зимушку погоняй!


Гой! Коляда! Слава!

Википеди о Коляде. :

Коляда́ — традиционный праздник языческого происхождения у славянских народов, связанный с зимним солнцестоянием и новым годом[1], позднее приуроченный к Рождеству[2] и Святкам (ср. лит.Kalėdos — Рождество). Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись подарки, переодевания (ряженье с использованием шкур, масок и рогов).Колядки – от латинского calendae, обозначающего первый день месяца. Есть и другие объяснения, например от слова коло – круг. Рождественские праздники: с 24 декабря по 6 января. Рождественско-новогодние праздники начинались колядованием. Так назывались праздничные обходы домов с пением колядок – песен, в которых славились хозяева дома и содержались пожелания богатого урожая, изобилия и т.д. Началу года придавалось особенное значение: как встретишь Новый год, таков он и весь будет.



Велеслава. Коляда. :

У родноверов. :

Коляда-Колядки, или некоторые Рода празднуют как Корочун (Карачун), он же Колотун, он же Калачин (Коло — круг. Чун /тун, тин/ — день).


Это Праздник Новолетия — конца и начала летоисчисления ("года") у некоторых славянских Родов.


 

Все славянские (словянские) праздники были приурочены к астрологическим /астрономическим/ датам:



С 21 на 22 декабря самая длинная ночь в лете ("году") — колдовская, мистическая ночь Корочуна, а на утро — появляется новое, "рождённое какбы заново" Яр-Солнышко — зимнее Новолетие, день начинает потихоньку прибавляться, начинается праздник Коляда (или некоторые Рода празднуют как Корочун) — это Белые святки и приурочены они к Зимнему солнцестоянию — с 22 декабря.


Комоедица — Масленица (Весеннее равноденствие — Зеленые святки с 21 марта)


Купала (Летнее солнцестояние — Желтые святки с 22 июня)


Овесень-Овсень (Осеннее равноденствие — Красные святки с 21 сентября)



Празднование зимнего Новолетия — Коляды (или некоторые Рода празднуют как Корочун) начинали в день зимнего Солнцестояния. По кОлендарю это 13 Бейлетъ, по нынешнему календарю это 22 декабря. Этот день, также День Рождения Бога Коляды.



Перед празднеством кудесник воет волком (вещий вой), прогоняя злых духов. Празднование продолжалось 3 дня — с 22 декабря до 25 декабря, как говорили деды об этих днях: "На воробьиный скок длиннее денек".



Днем готовили "Коляду": коллективную еду — складчину, и жгли большие праздничные костры — Краду — всю ночь.



Вокруг деревни противосолонью (движение против Солнца) "Гоняли Попа или Балду" — горящий толстый обрубок бревна.


И ежели удавалось прокатить его от костра вокруг деревни и вернуть горящим обратно в костер — деревню ждало благоприятное житьё.


Для этого парни и девки расчищали от снега дорожку, а "Балду" умасливали — поливали маслом (была и маленькая хитрость "Балду кормили маслом" — в выдолбленное нутро вкладывалась пакля, пропитанная маслом и воском).



По одной из версий, название церковнослужителя – поп, — это отголосок древнего язычества. В насмешку назван в честь «Попа-Балды», который«служил» одну ночь, а потом весь год валялся на боку. По другой версии — поп — это Прах Отцов Предавший/.



Под утро из этого праздничного костра разносили уголья для возжигания печей.


Водой, настоянной на угольях от костра, поили скот, детей, мыли ею полы. А остатки высыпались возле порога.


С утра устраивалось пиршество, игрища, гульба. В следующую ночь запускали новую Балду и на следующую ночь тоже.



На второй день нельзя было пировать у себя дома — шли по гостям. По очереди друг к дружке.



Впоследнее утро праздника, из общего костра, приносили "Новый огонь" впечь, которую до того необходимо было обязательно прочистить от золы, и желательно побелить. Скотину кормили хлебом, и поили травяными отварами.


Все обязательно мылись в бане, и приступали к семейному застолью. («Где остатьню ночь проведешь, там "год" и проживешь!»)



Устраивались «Огненные чистилища» — прыжки через костер. По одиночке и попарно. При желании можно было дать клятву на верность«Огненный заклят». Для этого необходимо вдвоем прыгнуть через костер и не разжать при этом рук.


Костер – Краду не тушили, а давали ему догореть самостоятельно.



Коляда — это древний обычай "Преломления хлеба" на "Круг" — "С кем хлеб преломил, — то тебе и брат"


Сей обычай проводился на каждый праздник. Иначе говоря, Коляда — это коллективное круговое питание. Складчина.



Этот славянский праздник и обычай зародился в глубокой древности. Для сбора пищи на круговую трапезу и были придуманы "Колядки" — веселые поговорки, прибаутки, побасенки, страшилки, песенки.


Сбором продуктов на Коляду занималась, преимущественно молодежь. Незамужние девки и парни. В сибирских, украинских, белоруских деревнях и по сие время можно встретить группки ребятишек, распевающих «колядки» в надежде получить несколько конфет и пряников.


И им, в общем-то, пока рады.



И ещё:


Калач, Калачин, Карачун — это Хлеб выпеченный в виде кольца, символизируетс обой "круг дня". Откусывая от него, мы начинаем новый круг лета ("года").



На зеленые и красные святки (Комоедицу и Овесень) пекли блины — символ единения земли и солнца. На желтые святки (Купала) выпекались "Жаворонки" — булочки из каральки связанной в узел и уложенной как "Сидящий жаворонок". А на белые святки — на Коляду (Карачун) пекли именно калачи.



К сожалению сейчас очень многие славянские исконые понятия переиначены или растолкованы на новый лад иудохристианами, а последний патриарший запрет на поклонение Коляде был издан в декабре 1684 года. И всё же и этот запрет не соблюдался народом — и попы пошли на хитрость — перенеся колядки и белые святки на дни почитания их обрезанного бога (обрезанного года) — с 25 декабря и далее, пытаясь "привязать" их ко своему иудохристианскому эгрегору.


Но всё неуклонно возвращается на круги своя.



Бог Коляда пришёл в этот Мир более восьми с половиной тысяч лет тому назад(то есть в 7 тысячелетии до н.э.), чтобы спасти человечество от духовного вырождения. Собрав 60 высших жрецов разных арийских народов, Коляда начал учить позабытому ведическому знанию. Это было очередное божественное откровение людям нашими Богами.



Первый кон жизни дал Бог Род. Суть его заключается в том, что жизнь бесконечна и вездесуща, это — Всевышний. Жизнь на Земле возникла от постепенного нисхождения Всевышнего (Рамха) на планету, сначала в виде его сына Бога Рода, затем в виде Бога Сварога. Тогда же мир был разделен на три части: Правь, Явь и Навь. Человек, существующий в Яви, должен стремиться к небесам. Он должен избегать Зла и Тьмы — Нави.



Второй кон жизни дал миру Бог Велес. Это движение людей от Тьмы к Свету, за движением Солнца.



Следующий кон жизни принёс нам Бог Перун.



Последний раз — кон поведал людям Бог Коляда. Он рассказал собравшимся вокруг него мудрецам о Великом Коло Сварога, о Дне и Ночи Сварога, а также учредил первый кОлендарь (название его означает «Коляды Дар»). Иными словами, Коляда вывел людей за пределы сиюминутного существования, подробно изложив, как движется время и каких перемен от него следует ожидать. Учение, изложенное в «Книге Коляды», рассказывает о Большом и Малых Триглавах.



Скоро наши Боги пошлют нам очередной кон жизни вместе со своим Вестником кона. Ждём с нетерпением...



Согласно КоленДарю (КолядыДару), новые сутки наступают с 18-00. Поэтому уже 21 декабря с 18-00 наступает новое время — 13 Бейлетъ. Кто хочет — запаситесь к этому времени сурьей-медавухой (обычной — слабой, от 4 до7 градусов). Впереди самая длинная ночь в лете ("году") — мистическая ночь Корочуна.


Сварганьте в эту ночь — Краду (во дворе или дома) — хотя бы символическую-маленькую — из веточек или спичек (без серных головок). Не знаю — нужно ли, но — внутрь Крады можно положить траву полынь, завёрнутую в бумажную салфетку закапанную воском — для отгона злых духов (осторожно — дымовуха будет классная...). Только пожара дома не устройте... В крайнем случае можно просто зажечь свечу, как символ огня и крады.


Ну а утром 22 декабря — с первыми лучами Яр-Солнца наступает зимнее славянское Новолетие. Так что — как проснётесь — это и есть начало праздника Коляды — Колядок — Белых Святок.



Братья-Славяне!


С наступающим зимним Новолетием! — с Новым, молодым Яр-Солнышком!


Силы, Удачи и весёлых Колядок! Гой Коляда!


 

БОГ КОЛЯДА - Вышний Бог, управляющий Великими Переменами в жизни Родов Расы Великой и потомков Рода Небесного.

В древние времена Вышний Бог Коляда даровал многим Родам, переселившимся
в западные земли, систему исчисления сезонного времени для ведения
полевых работ - Календарь (Коляды дар), а также свои Мудрые Веды,
заповеди и наставления.

Коляда является Богом-Покровителем ратных людей и Жрецов. Коляду часто
изображали с мечом в руке, причем клинок меча был обращен острием вниз.
 



Меч, обращенный острием вниз, в древние времена означал сохранение
Мудрости Богов и Предков, а также незыблемое следование Небесным
Законам, как это установлено Богом Сварогом для всех Чертогов Сварожьего
Круга.

Праздник в честь Бога Коляды приходится на день зимнего Солнцестояния,
этот праздник также называют Менари, т.е. День Перемен. В праздник,
ходили по дворам группы мужчин, облаченных в щкуры различных зверей
(ряженые), которых называли дружины Коляды. Они пели гимны,
прославляющие Коляду, и устраивали особые хороводы вокруг больных людей,
чтобы исцелить их.


 

КОЛЯДА

(Каледа, Колодий (серб.), Calenda (лат.), Калёнда, Кадм(перс)) — Бог
Коляда - Бог, давший Родам переселившимся в западные земли: Календарь
(Коляды дар) и свои Мудрые Веды. Бог-Покровитель землепашцев и Чертога
Ворона во Сварожьем Круге. "Шестый Коляда, ежу же праздник
прескверный бяше декабрия …" ("О идолах Владимировых" ППЯ) Коло-
древнейшее название солнца, круга (Кол также одно из народных названий
полярной звезды) и Коляда означает круглый . От колo-круга произошли
и такие слова как колесо, колач, колобок. Коляда- древнейший бог Ас,
который олицетворяет собой возрождение зимнего солнца и природы , в
Персии (Перуна сияние) его почитали под именем Митра ( Мини –минимальное
, т- то , Ра – сияние). Колядки празднуются с дня зимнего
солнцестояния, когда день "на воробьиный скок” прибыл и начинает
разгораться зимнее солнце, и до дня Велеса. А так как по некоторым
источникам считалось что Коляда сын Даждьбога то иначе праздник Коляды
ещё назывался Даждьбожий день (в это время также была и самая длинная
ночь поэтому она называлась ночью Карачуна т.е. укороченой). Это был
день пиршеств, еды, веселья, жертвоприношений :



«Уродился Коляда Накануне Рождества. За горою за крутою Да за речкою
быстрою Стоят леса дремучие, Во тех лесах огни горят, Огни горят
палюшие, Вокруг огней люди стоят, Люди стоят колядуют: - Ой, Коляда,
Коляда, Ты бываешь, Коляда, Накануне Рождества!» Всем известно, что
«колядовать» - петь праздничные песни, получая за это угощение и
подарки, принято на Рождество. И как-то принято считать, что колядки
связаны с Новым годом. Однако обычай этот куда более древний, чем
кажется. Еще в ту пору, когда Новый год славяне отмечали в сентябре,
они в декабре праздновали Рождество Коляды - рождение юного бога света и
тепла.



Происходило это на нынешний день солнцеворота (21-25 декабря),
когда начинает, пусть на воробьиный скок, удлиняться день. В это же
время чествовали щедрую богиню Ладу; не отсюда ли другое название
колядок - «щедровки»? Знаком Коляды было колесо с восьмью
раскрашенными в яркие цвета спицами - знак солнца, а в центре колеса
должен был гореть огонь - пук соломы, свеча или факел. Призывая Коляду
как можно скорее прислать на землю тепло, снег посыпали цветными
лоскутьями, втыкали в сугробы сухие цветы, заботливо сберегаемые с лета.
В печах в этот день гасили на некоторое время все очаги и разводили в
них новый огонь, называвшийся Колядин огонь. Поскольку Коляда был
богом Асом из рода бога Сварога, обычным воплощением которого в домах
считался большой сноп, то и Коляду изображал снопик или соломенная
кукла. Коляду почитали также как бога который подарил людям новый
кален- дарь (Коляды дар, а до этого пользовались круголетом
Числобога). Славянское Лето делилось на три времени года: Оусень,
Зима, Весна. В каждом времени года было по три месяца. Сейчас в
григорианском календаре 12 месяцев. У древних славян было 9 месяцев
(высшее простое число). До падения на землю луны Фаты все месяцы имели
продолжительность в 40 дней, а год составлял 360 дней.



Эти события нашли отражение в легендах древнего Египта, куда
после катастрофы переселились с погибшей антлантиды рода антов
(современные украинцы): «Рхея (египетская Богиня земли) была женой
Гелиоса (солнца). В неё был влюблён Бог Хронос, на чувства которого она
ответила взаимностью. Когда Гелиос обнаружил неверность своей жены, он
разгневался и наложил на неё проклятье, говоря, что она не сможет родить
ребёнка ни в каком из дней существующего года. В расстроенных чувствах
Рхея обратилась за помощью к Богу Тоту, который тоже любил её и он
придумал хитрость, с помощью которой это проклятье можно было обойти.
Тот отправился к Селене, Богине Луны и предложил ей сыграть с ним в
игру, ставкой в которой со стороны Селены был её свет. Селена поставила
на кон семидесятую часть своего света от каждого своего появления (в то
время Фаты и Месяца) и… проиграла. Это привело к тому, что сила её
света уменьшилась (луна Фата была разрушена). Из света, выигранного у
Богини Луны, Тот создал пять дней, которые он добавил к существующему
году (год тогда состоял как мы видели из трёхсот шестидесяти дней). И в
эти пять дней Рхея родила пять детей. Озирис родился в первый день,
Хорис — во второй, Сет — на третий день, Изида родилась на четвёртый
день и Немфис — на пятый» (смысловой перевод). Мы также знаем что по
преданиям древний Египет создали девять Белых Богов (так чернокожее
население относилось к нашим предкам), четверо из них пришли с севера, а
пятеро с запада из земли, которая погрузилась во глубину Великих Вод
(земля родила после катастрофы пять детей). Так же из приведённой
легенды следует, что до описываемых событий в земном году было триста
шестьдесят дней (т.е. девять славянских месяцев по 40 дней). В
результате планетарной катастрофы, которая случилась 13 016 лет назад,
была уничтожена Луна Фата и её осколки упали на Мидгард-Землю, и вызвали
изменение наклона оси планеты.



Это хорошо известный факт. Но упавшие
осколки Луны Фаты не только изменили ось наклона, но изменили и скорость
вращения самой Мидгард-Земли. Луна Фата в то врем была ближайшей к
Мидгард-Земле луной, с периодом обращения в 13 дней. Поэтому она, в силу
своей близости, довольно сильно влияла своим притяжением на
Мидгард-Землю. После уничтожения Луны Фаты, её притяжение перестало
влиять на Мидгард-Землю. В результате этого Мидгард-Земля стала
обращаться вокруг своей оси несколько быстрее и поэтому число дней в
году стало триста шестьдесят пять, и в древнеславянский календарь
пришлось внести изменения (пять месяцев из 9 стали по 41 дню). Четные
месяцы были продолжительностью 40 дней, нечетные — 41. Каждое 16 лето
объявлялось Священным и все его месяцы были продолжительностью 41 день.
Таким образом продолжительность лета была 365,25 суток (реальная
продолжительность 365,2422).


 
Коляда кроме того что дал людям календарь считался и богом
который несет мир, он содействует жизни между народами в полном
согласии. Потому чествовали Коляду не только в привычный ему день 21-25
декабря, но и всякий раз, когда устанавливался мир после войн с
враждебными племенами. Имя Коляды и по сей день постоянно звучит в
колядках, которые содержат старинные магические заклятья: пожелания
благополучия дома и семье, требование подарков от хозяев - иначе скупым
предрекалось разорение. Иногда сами подарки: печенье, каравай -
назывались Колядой. Сопровождалось все это ряженьем в коня, козу,
корову, медведя и других животных, воплощавших плодородие.



Бог Коляда также является родоначальником многих славянских
родов. Казаки например, считают его своим батькой. В сказе
опубликованном Ю.Миролюбовым (списанным как и «Велесова Книга» с
буковых дощечек) прямо указывается на божественную родословную
казаков: «Когда то, в седую старину породил небесный батька Коляда
(сын Тарха-Даждьбога и Златогорки, внук бога Перуна) с матерью
Даж-землею в час ночной грозы люд казачий, та и дал им землю от севера
до юга, от моря до моря, от восхода до захода от Дуная до Дона. Та и
заповедал не ходить с той земли никуда и ни кому её не отдавать и дал
брата своего Хорса на сторожу казачеству тому характерному, чтоб
бе­регли землю ту денно и нощно. А чтобы справны были да сгуртованы, то
докинув всем умений и мастерства своих казацких с неба, чтоб через
казачий круг благословение его получали и знали бы, в чем сила их
казацкая. И были бы от Батьки своего сторожами света, а увидев черную
ненависть безграничную и неправду то не допускали бы её разумом меж
товарищей своих, да до ворога лютые были бы. А от матери земли
грозовой любовь безудержную к людям земли своей имели бы, — такую
червонную, аж багряную, як сполох небесный».

1. А вот что написано о Коляде М. Забылиным в 1880 году в
книге «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия».

«По словам нашего знаменитого историка Карамзина, Коляда был бог
пиршеств и мира и хотя по созвучию можно производить Коляду от Римских
коленд и других, но римские праздники этого названия были празднуемы во
всех месяцах. ……Значение слова Коляды у разных народов различно: У
Виндийцев Коледа почитается за божество празднеств и также называются
некоторые церковные обряды, а koledowatи (колодовати) означает хождение
детей по разным домам с песнями и плясками.

У Чехов, Болгар и Сербов Kolėda, а также wanoenj pиsnиeky значит —
святочная песнь, chodиtи po Kolėde, (ходить по коледу) значит
поздравлять с новым годом и за это получать подарки, от каждого, кто что
может дать.

Коледа у Словаков означает Благословение домов, какое у них бывает около
праздника трех царей, a koledowat - благословлять дома…..

Босняки, Кроаты и другие славянские народы под Коледою разумеют подарок
на Новый год.... . Наконец от слова колядование произошло слово
"колдование".

Коляда не упоминается у Нестора, как божество в числе богов
Владимировых; но Св. Димитрий Туптала (митр. ростов.) в своей Четьи
Минеи упоминает о Коляде, как о шестом боге, боге празднеств. ….

Коляда, в южной и западной Руси, собственно кануне праздника Рождества
Христова, который известен на северо-востоке Poccии под именем Авсеня
или Таусеня, а у Литовцев известна под именем вечера колодок, или
Блоккова, в котором почти везде в славянском мире и в русском готовится
из зернового хлеба — каша и из пшена и плодов кутья, напоминающая
индейский Перун-Цонгол и Угады, во время которых по варению пшена
угадывали жребий в наступающем году….

Профессор Снегирев говорит (См. Русс.. Прост, празд. и суев. обряды.
Вып. 11, 1837 г., стр. 29 ) что под Москвою был обычай называть
сочельник "коледою" и в ночь на Рождество возить в санях девушку, одетую
поверх всей теплой одежды в рубашку, которую и выдавали за Коледу; есть
ли такой обычай и по сейчас — не знаем.

Есть предположение, что как празднование Коледы, так и ея имени перешло
из Новгорода в Костромскую и другие Великороссийския губернии в XV
веках, чему свидетельствует старинная песня, которую в некоторых
местностях поют о святках так: „Шла Коледа из Новогорода"-... и проч…..

Въ Великороссии святки, кроме славления по домам, сопровождаются
наряжанием в маски и костюмы с целью не быть узнаваемыми, а также
загадываниями. Как гадания, так равно и наряжания в разные костюмы
производятся вечером, а гадают часто по ночам.

Маски известны от глубокой древности, еще в оргиях Бахусовыхъ надевали
личины, чтобы избавить себя от чарования. Между греками и латинами в
средние века было мнение, будто, в продолжении 8 дней после Рождества
Христова, дьяволы скитаются по земле и по наступлении разрушения их
царства, изгоняемые в тревоге и тоске рыскают по улицам в мрачном и
огнезрачном виде, терзая, муча и увлекая встречных и поперечных.
Переряженные или святочники, умышленно представляют воплощенных дьяволов
и история Тюрпеня называет их личинами брадатыми, рогастыми и похожими
на демонов. Один древний писатель объясняет силу отвораживания масок
тем, что oнe своим стройным и нелепым видом удаляют очарование от самых
лиц, которыя их носят. Но так, как маски по объяснению Нантскаго собора —
личины демонов и оскверняют людей, посему те, кто рядился на святках,
имели обыкновение очищаться купаньем в реках в день Крещения Господня
(вообще то на праздник Коляды накладывается и более древний праздник,
это когда через врата междумирья Бог Перун проник в Пекло и освободил
из плена нищих пращуров, а с ними на землю попали и жители Пекла. Они
некоторое время бродили по земле и выпрашивали себе у людей
пропитание, пока Перун не отправил их обратно. Обычай наряжаться в
личины, это как раз проигрывание той ситуации).



В Новгороде Святки известны под именем Окрутников, которые со второго
дня праздника Рождества Христова до Богоявления ходили ряженными по
городу в те дома, где выставляемы были зажженныя свечи на окнах и тешили
хозяев шутками, карикатурными представлениями, песнями и плясками.

В Тихвине о святках снаряжалась большая лодка, которая ставится на
несколько саней и возится несколькими лошадьми по городу. Верхом на
лошадях, везущих лодку сидели окрутники. Те же окрутннки и святочники
сидели в лодке, украшенной разноцветными флагами. Все эти поезжане
бывали в костюмах и масках.

В Тихвине ряженные назывались то окрутниками, то кудесниками, то куликами, то щеголями.

Во время поезда они пели, играли на разных инструментах, и выкидывали
разные штуки. Разумеется, ряженых сопровождали толпы народа, а
зажиточные граждане подчивали этих ряженых вином и кушаньем.

В Новгородской и Вологодской губерниях святки до сих пор называются
Кудесами, так как в летописях чародеи, колдуны, арби, кудесниками и
кобниками, которые гадали и вероятно кудесили, как колдуны, кобенились,
как шаманы.

В Торопце Псковской губернии святки слывут "Субботками". Тогда
незамужние дочери обывателей этого городка собираются у бедныхъ вдов,
которыя делают к тому нужныя приготовления: для посетительниц делают
скамьи уступами от полу до потолка в виде амфитеатра, потом среди
комнаты к потолку подвешивается большой фонарь из цветной бумаги,
украшенный лентами и множеством свеч. По сторонам этой же горницы
ставятся скамейки для мужчин.

Девушки как богатые, так и бедные непременно считают долгом быть на этих
вечеринках или субботках и для сего одеваются как можно чисто,
сообразно своему состоянию. Когда девушки собрались все до одной из
числа приглашённых, тогда ворота до сих пор запертые, отворяются и
начинается прибытие холостых молодых людей. Прибытие каждого молодого
гостя девушки величают песнями, которые изстари поются на субботках. За
эту честь каждый гость должен платить деньгами, которыя потом отдаются в
пользу хозяйки дома, небогатой вдовы. Сюда женатые и замужние не
допускаются.

Русская история указывает, что и царь Иван Васильевич Грозный с своими
опричниками маскировался подобно скоморохам и даже казнил К. Репнина за
то, что тот не надел личины (Карамз, И.Г.Р.т.9, 2 издание)

Петр любил, святочные игрища, в которых сам принимал, участие, как было
выше нами замечено. В его время святочный игры бывали не только в
городах и в сельских приютах, но и в царских теремах, где Царевны
святочничали с верховыми сенными девушками и боярынями.

Гадание. В состав святочных обрядов входить гадание, где по каким либо
особенным знакам искусственным или естественным стараются пред узнать
человеческий жребий, свое будущее.

В язычестве гадание составляло одно из главных обрядов богослужения: но
когда язычники стали переходить в христианство то гадание стало
преследоваться под видом ворожбы и если гадание и осталось в народе, как
сила привычки по праву давности, то как народная забава ….. Святочными
гаданиями вообще занимаются вечером, или ночью.»

Само празднество. :

Сценарий "Колядки Матушки-Зимы"



Описание:



По боковым стенам зала стоят плоскостные домики. Они изображают деревенскую улицу. Дети входят вслед за ведущей под мелодию русской плясовой песни. Ведущая и дети одеты в русские народные костюмы. Они останавливаются возле домов, приплясывают. Часть детей — хозяева, хозяйки, кошка, собака — уходят в свои «избы». Колядующие с ведущей становятся полукругом возле домов. У колядующих в руках — солнечный диск из картона, прикрепленный к палке и украшенный лентами и бумажными цветами — символ коляды. Ведущая. Вот и матушка-зима пришла. Растворяй-ка ворота!


Пришла и коляда, да из Новгорода. Дети идут, взявшись за руки, змейкой по залу и поют. Приходила коляда Накануне Рождества. Кто даст пирога, Тому полон хлев скота, Овин с овсом, Жеребца с хвостом. Ведущая. Пойдем к дядьке Мирону колядовать. Дети подходят к дому Мирона, поют колядку. Коляда-моляда! Прикатила молода! Мы нашли коляду Во Мироновом двору.


Эй, дядька Мирон, Выноси добро во двор. Как на улице мороз Подмораживает нос, Не велит долго стоять, Велит скоро подавать. Выходила свет Сергевна, Собирала жемчуг себе на серьги, Коляда, коляда, подай пирога! Не подашь пирога — возьмем корову за рога! Подашь пирога — будет рожь густа, Будет рожь чиста, обмолотиста, Будет с колоса по хлебу, С зерна по пирогу. Выходят хозяин, хозяйка и кошка, которая намывает гостей. Хозяин. Пожалуйте, гости, я вас дожидался, дом мой просторный, щи мои жирны. Хозяйка. Сдобные лепешки не лезут в окошко. Хозяин и хозяйка угощают гостей. Мехоноша — девочка с большой кошелкой в руках — принимает дары. Колядующие славят хозяев.


1-й ребенок. Дай Бог тому, Кто в этом дому!


2-й ребенок. Вам и плюшек с творогом. Все. И детишек полный дом. Хозяева уходят в дом, а колядующие отправляются дальше. Ведущая. Пойдем колядовать к дяде Николаю. Дети идут цепочкой за ведущим и поют. Пришла коляда накануне Рождества. Мы ходили, мы искали коляду святу. Мы нашли коляду у Николина двора. Николин двор — железный тын, Посреди двора три терема стоят. Во первом терему — красно солнышко, Во втором терему — светел месяц, Во третьем терему — часты звездочки. Красно солнышко — то хозяюшка, Светел месяц — то хозяин тут, Часты звездочки — малы детушки. Колядующие останавливаются у дома Николая и стучат в окно. Колядовщики (говорком). Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой. С праздником! С Новым годом, со всем родом! Открывайте сундучок — доставайте пятачок! Никто не отвечает. С громким лаем выбегает собака и опять возвращается в избу. Ведущий. Может, крепко спит дядя Николай? Давайте ему еще колядку споем. Овсень, овсень, Ты гулял по всем По заулочкам, по проулочкам. Кому песни поем — тому сбудется, Тому сбудется, не минуется. Выходи, хозяин, выходи, боярин, Принимай гостей со всех волостей! Выходит дядя Николай, зевает и потягивается. Николай. Кто тут орет, Спать не дает? Все. Это мы — колядовщики! Николай. И охота вам в этакий мороз с теплой печки вставать, петь да колядовать? (Уходит в дом). Колядующие (хулят говорком). Ну не будет у вас удачи. Одна была корова — и та не здорова, один был петух — и тот хлопотух, одна была кобыла — и та бога забыла. Ребенок. У скупого мужика (показывает на дом Николая), Родись рожь хороша — Колосом пуста, Соломой густа. Все идут к другому двору с песней «Овсень, овсень». У Иванова двора останавливаются.


1-й ребенок. У Ивана на дворе да три терема.


2-й ребенок. Сам Иван — господин светлый месяц.


3-й ребенок. Красно солнышко — его Варварушка.


4-й ребенок. Часты звездочки — его детушки. На стук выходят хозяин с хозяйкой. У хозяйки в руках кукла-ребенок в пеленках. Хозяин. Здравствуйте, люди добрые, Вот вам угощение — Сыр да печенье. Хозяйка. Пряники, конфетки Кушайте, детки! Колядовщики берут все, укладывают в мешок. Колядовщики. Спасибо, хозяин с хозяюшкой, С праздником вас, с рублем и полтинничком. Вам на потешки, нам на орешки.


1-й ребенок. Иван Ивановичу житья сто лет!


2-й ребенок. Его женушке — всегда здравьице!


3-й ребенок. И всем деточкам: Сыновьям, дочерям-барышням! Все. Жить всем вместе лет до двести! Чтоб у вас поле зеленело, И скотина не болела! Ведущая. Ну, хватит, ребятушки. Полный мешок наколядовали! Пойдемте к тете Арине в избу погреться. Дети подходят к дому тетушки Арины. Все. Тетушка Арина, пусти погреться! Арина. Милости прошу, люди добрые, проходите! Будем вечер коротать, песни петь да плясать. Все дети, принимающие участие в обрядовом действии, выходят и становятся широким полукругом. Поют о зиме. Хлопья белые летят Холоднее стало, Только, зимушка, ребят Ты не испугала. Нет! Нет! Ты не испугала. Нет! Нет! Ты не испугала. Дети читают стихотворение А. Прокофьева. Кто на горке, на горе, На широком на дворе? Кто на лыжах, Кто повыше, Кто с разбегу, Кто по льду, Кто по снегу, С горки — ух! На горку — ух! Бух! Захватывает дух! Девочки собираются в кружок, шепчутся, потом разбегаются и объявляют: «Частушки». Заиграй-ка, балалайка, Балалайка — три струны! Подпевайте, не зевайте, Выходите, плясуны. Эй, топни, нога, Топни, правенькая. Я плясать пойду, Хоть и маленькая! Не хотела я плясать, Стояла и стеснялася, А гармошка заиграла — Я не удержалася! По деревне я шла И Ванюшу видела, Под кустом сидел и плакал — Курица обидела! Я маленькая девочка, Я в школу не хожу, Купите мне сандалики, Я замуж выхожу. Эх, топну ногой Да притопну другой, Устоять не могу, Вот характер какой! Мы всегда везде такие — Утром, вечером и днем, Потому что мы частушки Развеселые поем. Раздайся, народ, Меня пляска берет; Пойду, попляшу, Себя людям покажу. На столе стоит стакан, А в стакане — тесто; До свиданья, папа с мамой, Я уже невеста. У частушки есть начало, У частушки есть конец, Кто частушки наши слушал, Прямо скажем — молодец! Во время частушек мальчики играют на трещотках, ложках, других ударных инструментах, а девочки помахивают платочками. Девочка. Что с ногами, не пойму! Вправо-влево носятся, Не стоят они на месте, Так в кадриль и просятся! Мальчики приглашают девочек на кадриль, танцуют. Затем выстраиваются шеренгой и идут на зрителей.


1-й ребенок. Всем людям добрым Желаем добра, золота, серебра!


2-й ребенок. Пышных пирогов, Мягоньких блинов!


3-й ребенок. Доброго здоровья! Маслица коровья! Все. Кому песни поем, тому сбудется, Тому сбудется, не минуется. Дети уходят из зала под звучащую в записи русскую народную мелодию. Пояснение. Ход праздника может быть произвольно изменен. В действие могут включаться новые участники, в содержание — знакомые игры, песни, пляски. Например, вариант завершения данного сценария может быть следующим. Посетив Иванов двор, колядовщики хотят попасть к девушкам на вечеринку. Под негромко звучащий напев русской народной мелодии выходят с разных сторон девочки. Они кланяются друг другу, здороваются, рассаживаются на скамейках. К ним стучатся колядовщики. Колядовщики. Коляда, коляда, святое Рождество. Разрешите, хозяева, коляду. copyright - http://sc-pr.ru Девушки. Разрешаем, будем рады спеть. Колядовщики. Мороз велик, стоять не велит! Девушки. Мороз, мороз! Не морозь наш овес. Проходите в дом, гости дорогие. Колядовщики. Как Христово Рождество Подкатилось под окно. Наша-то колядка Не мала, не велика. Под окошком шьет, Пирожки подает. Тут в хозяйском домку Дадут оладью в медку. 1-й колядовщик (говорком). Кто даст пирога — Тому рожь густа, С зернышка пирог, С полузернышка — блинок.


2-й колядовщик (выкрикивает). Кто даст пирога, — Тому двор живота, Овин с овсом, Жеребца с хвостом.


3-й колядовщик. Кто не даст пирога — Тому куричья нога, Да лопата, корова горбата. Чем вы нас, девушки, одарите? (Спрашивают по очереди). Денег мешок или каши горшок? Кувшин молока или кусок пирога? Копеечки на конфеточки Или гривенники на пряники? Девушки. А вы хитрые, ребятки, Отгадайте-ка загадки! (Девушки наперебой загадывают загадки). Спереди пятачок, Сзади крючок, Посередине спинка, На спинке — щетинка. (Колядующие отгадывают: поросенок). Не всадник, а со шпорами, Не сторож, а всех будит. (Колядующие снова угадывают: петух). Маленький мальчишка В сером армячишке По полю кочует, Коноплю ворует! По дворам летает, Крохи собирает! (Колядующие задумываются… Воробей)! Колядующие. А теперь от нас загадка, Вы скажите нам отгадку. Не отгадаешь — по прянику дашь. Горбатый кот Девкам плечи трет. С самого утра Пошел со двора, На берегу валялся, А в воде не купался! (Коромысло). Девушки ответить затрудняются. В лесу тук-тук, В избе ляп-ляп, В руках дзынь-дзынь, На полу — топ-топ. (Девушки отвечают: «Балалайка»). Колядовщики. Балалаечка-гудок, Свое дело знает! Она в Ваниных руках Весело играет. Далее начинаются частушки, и праздник продолжается: звучат хороводы, проводятся игры.










Обсудить на нашем форуме

Категория: Старая ВѢра (Инглiизмъ) | Добавил: Sventoyar (20.12.2011)
Просмотров: 3921 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
РОДобожие © Льто 7518 - 7524 от С.М.З.Х. 18+ |