Четверг, 08.12.2016, 20:18Главная | Регистрация | Вход

Форма входа

Логин:
Пароль:

Ключевые слова

Мини-чат



Славянское Время

Наши Праздники

Фаза луны

Поиск по сайту

Коляды Дар 7525

Живая Буквица

х'Арийская Каруна

Галерея

Алтайский мёд

Рунические Обереги



Славянские Рунические обереги на заказ

Старая ВѢра

Наследие Предковъ

Мудрословие

Наше Потомство

Здрава

Музыка Света

Русь в картинах

Славянский софт

Русский Домострой

Деревенская Жизнь

Запретные находки

Выживание

Наш Опрос

Вы почитаете своих Предков?
Всего ответов: 1036

Славянская музыка

АудиоВѢды

Коловрат ТВ

Наши Друзья

Кнопка сайта



РОДобожие - Славяно-Арийская Культура - Наследие Предковъ.

Помощь сайту


Купить Алтайский мёд с личной пасеки

Ваша помощь
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку
Яндекс Деньги: 410011010026666

Сегодня были

Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0




Рейтинг Славянских Сайтов



Голосуйте за наш сайт в каталоге Rubo.Ru















Яндекс.Метрика
Наследие Предковъ
Главная » Статьи » ВеРА » Старая ВѢра (Инглiизмъ)

КУРГАН В В ДРЕВНЕСЛАВЯНСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Курган в древнеславянской культуре

Сейчас распространённым является мнение, что курганы в прошлом символизировали наличие некой границы, межи. Посмотрим, так ли это. 

В целом, в древнеславянских культурах захоронения неизменно связывались с темой границ, о чём красноречиво написал историк Ключевский В.О.: «Обоготворенный предок чествовался под именем чура в славянской форме щура; эта форма доселе уцелела в сложном слове пращур. Значение этого деда-родоначальника как охранителя родичей доселе сохранилось в заклинании от нечистой силы или нежданной опасности: чур меня! – т. е. храни меня дед. Охраняя родичей от всякого лиха, чур оберегал и их родовое достояние… Нарушение межи, надлежащей границы, законной меры мы и теперь выражаем словом «чересчур».»

Добавим, что не менее красноречивым словом нарушения надлежащей границы является слово «преступление», которая также восходит к вышеописанным поверьям. Смысл слова «преступление» отражает действия переступления через допустимые границы общественных норм поведения. 

В слове «преступление» просматривается праиндоевропейская основа *steub*. В древнеиндийском языке, который так же, как и славянские языки, восходит к праиндоевропейскому, до наших дней сохранилось слово, восходящее к основе *steub* – «stupa». «Stupa» изначально обозначало земляной курган, который насыпался над захоронениями знатных людей. Позже «ступа» стало обозначать буддийские монументы, которые сейчас являются одним из символов Индии. 

В культовой архитектуре стран Центральной Азии (прежде всего Монголии»), а также в Калмыкии, Бурятии ступа называется «субурган», либо субурган выделяют как один из видов ступ. Субурган – слово, появившееся в Монголии не позже XIII века, образовано от древнейшего «курган». 

Итак, во времена Древности, несомненно, захоронение считалось межей. Но курганы у славян становятся распространённым типом сооружений к Средневековью, поэтому необходимо посмотреть, не перестали ли курганы быть символом границы к этому времени?

Для этого сначала рассмотрим кратко предысторию курганов у славян. Во времена Древности наиболее распространённым типом захоронений является захоронение в урне. Часто урна располагалась на столбе, стоящем на перекрёстке дорог (в связи с чем Ключевский В.О. поясняет: «Отсюда суеверный страх, овладевавший русским человеком на перекрестках»). 

Где истоки этого обычая захоронения в урне? Историк Рыбаков Б.А. предполагает, что обычай погребения в урне появился в качестве отражения архаичного ритуала первых плодов, который связан с сакральной традицией приготовления этих плодов. Археологи классифицируют урны, в которые помещали прах покойника, обычными предметами для приготовления пищи. Это посуда того же вида, что и могла использоваться в связи с ритуалами первых плодов. Может показаться удивительным, что прах собирали в посуду для пищи. Но эта теория перестаёт быть удивительной, если вспомнить сюжет о Бабе-Яге. Баба-Яга, которая может считаться символом предков, летает, находясь в посуде для приготовления пищи, а именно в ступе:
В связи со ступой можно добавить, что у славян существовал обычай при приготовлении некоторых каш (вспомним поминальную кашу – кутью) использовать именно толчёную в ступе муку, а не размолотую на мельнице. Таким образом, в этой статье приведены уже несколько примеров использования ступы в магических целях. 

Далее, распространённым во времена Древности у славян было захоронение в домовинах, которые тоже являлись символами границ. В связи с тем, что археологами открыты остатки домовин со столбами в основании, Рыбаков замечает: «Домовина с костями погребенных, несомненно, повлияла на известнейший фольклорный сюжет – «избушку на курьих ножках», в которой живет Баба-Яга. 
Добавим, что фольклор ярко сохранил связь домовин с темой границы, ведь «избушка на курьих ножках» находится обычно на границе либо разных сторон, либо миров мёртвых и живых. 

Таким образом, во времена Древности можно усмотреть связь погребений с межами. 

Около V в. н.э. в славянской погребальной обрядности начинают наиболее широко использоваться в качестве сооружений курганы. 

Рыбаков связывает это с фактом расселения славянского народа, когда зачастую следующие поколения оставались далеко от священных могил предков. Не имея возможности заботиться о сохранности захоронений, они придумали в целях защиты технологию курганов: «С уходом потомков «селения мертвых» оставались беззащитными; для новых пришельцев они оказывались не «дедами», а «навьями» – чужими, а потому потенциально враждебными мертвецами. В случае любой хозяйственной невзгоды новые люди могли заподозрить враждебный умысел навий и осквернить, уничтожить старое кладбище с домовинами чужих для них предков. Возникает идея захоронения праха под большими округлыми насыпями – курганами, которые на древнерусском языке именовались могилами («могыла»). Земляная насыпь, округлая, как видимый в открытом поле кругозор (а, возможно, и имитирующая его), надежно прикрывала захороненный в ее глубине прах предка. В ряде случаев курганной насыпью засыпали стоящую на земле домовину, оберегая ее от воздействия чужих людей» – сообщает Рыбаков. 

Технология, как мы видим, оказалась вполне эффективной, и мы и сегодня живём в окружении сотен сохранившихся курганов. 

На этапе широкого распространения курганной культуры погребений теряет значимость смысловая связь захоронения с границами. На первое место вместо неё выходят следующие идеи. Во-первых, это проблема возведения долговечного сооружения, способного существовать без всякого ухода за ним. Во-вторых, идея придать такой вид сооружению, чтобы оно могло магически защищать прах предка (форма кургана как раз восходит к кругу или овалу – сильнейшему обережному символу). В третьих, идея такого памятника, который мог бы наглядно показывать степень уважения к ушедшему родичу (во многом связано с усложнением и дифференциацией общества). Апогея эта идея достигла в новгородских землях, где предполагается закономерность: чем больше заслуг у умершего, тем больше был размер его кургана. Если в новгородских землях большим считается курган высотой более 10 м, то в остальных землях восточных славян размеры обычно раз в десять меньше.



Источник: http://rodonews.ru/news_1339834986.html







Обсудить на нашем форуме

Категория: Старая ВѢра (Инглiизмъ) | Добавил: Wolfande (19.06.2012)
Просмотров: 1334 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
РОДобожие © Льто 7518 - 7524 от С.М.З.Х. 18+ |