Доля — недоля, счастье — несчасть - Старая ВѢра (Инглiизмъ) - ВеРА - Наследие Предковъ - РОДобожие
Седьмица, 11.12.2016, 12:04Главная | Регистрация | Вход

Форма входа

Логин:
Пароль:

Ключевые слова

Мини-чат



Славянское Время

Наши Праздники

Фаза луны

Поиск по сайту

Коляды Дар 7525

Живая Буквица

х'Арийская Каруна

Галерея

Алтайский мёд

Рунические Обереги



Славянские Рунические обереги на заказ

Старая ВѢра

Наследие Предковъ

Мудрословие

Наше Потомство

Здрава

Музыка Света

Русь в картинах

Славянский софт

Русский Домострой

Деревенская Жизнь

Запретные находки

Выживание

Наш Опрос

По Духу Я -
Всего ответов: 3024

Славянская музыка

АудиоВѢды

Коловрат ТВ

Наши Друзья

Кнопка сайта



РОДобожие - Славяно-Арийская Культура - Наследие Предковъ.

Помощь сайту


Купить Алтайский мёд с личной пасеки

Ваша помощь
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку
Яндекс Деньги: 410011010026666

Сегодня были

Статистика

Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0




Рейтинг Славянских Сайтов



Голосуйте за наш сайт в каталоге Rubo.Ru















Яндекс.Метрика
Наследие Предковъ
Главная » Статьи » ВеРА » Старая ВѢра (Инглiизмъ)

Доля — недоля, счастье — несчасть


Понятия <<доля>> и <<недоля>> связывалась с живыми мифическими лицами, тождественными девам Судьбы ( их ещё называли Рожаницами). По народным поверьям, счастье и несчастье зависят от добрых и недобрых действий сверхъестественных существ Доли и Недоли, чьи поступки определяются собственными расчетами, независимо от воли человека, которому они принадлежат.

Древние славяне считали так: счастливый вовсе не работает и живет в довольстве потому, что за него трудится его Доля его предается праздности, бражничает, веселится и не хочет знать никакого труда. Деятельность Недоли всегда направлена во вред человеку: пока она бодрствует, беда у него следует за бедой, и только тогда становится легче несчастному, когда засыпает его Недоля. Русская пословица звучит так<<Когда спит лихо, не буди его>>.
Лихо, Горе-злочастие, Недоля… Все эти понятия мифологии были широко использованы народным эпосом. У южных славян к подобным понятиям относятся так называемые злыдни — маленькие существа неопределённых образов. Люди верили, что дому, в котором поселяются они, грозит большое горе, зло. Своим крохотным ростом и неугомонным характером злыдни напоминают домовых, карликов, злых эльфов, кикимор.

Подомно марам, они, селясь в дома, живут невидимками и непременно за печкой.
Иногда в народной речи слово <<доля>> употребляется в смысле положительной, счастливой судьбы, а с отрицанием << не->> — судьбы печальной, несчастливой.
В народных пословицах, песнях и сказках беда выступает словно демон, как существо живое, самостоятельно действующее. Она странствует по белу свету, ищет людей, обреченных на несчастье, идёт к ним на встречу, гонится за ними. Лихая, горькое, недобрая доля рождается вместе
с человеком, следует за каждым его шагом на протяжении всей жизни и провожает в могилу. Горе отождествляется с богиней смерти: смерть охотится за живущими в мире, опутывает их своими сетями и роет заступом свежие могилы. Сказочным героям удаётся обмануть смерть, заточить её темницу и томить там. Существовало такое предание о горе и недоле.

У многих индоевропейских народов предание о ветре, который за развеянную у бедного муку дарит ему счасливые, делающие его богатым предметы, вещи. Те же вещи получает сказочный герой от своей доли.

Сказка.

Жили-были два брата. Старший был богатый, да злой, а младший — работающий и добрый, да бедный. Что бедняк ни делает, ничего у него не получается. Вот вздумал он пойти искать свою Долю.

Долго ли, коротко ли шел, искал её и наконец отыскал в поле. Лежит себе Доля, прохлождается. Стал он бить её плетью да приговаривать: <<Ах ты Доля ленивая! У других людей доли ночь не спят, всё для своих хозяев работают, а ты и днём ничего не делаешь>>.
<< Полно, перестань драться! — отвечает ему Доля. — Вот тебе лубочный кузовок. Только раскрой будет что поесть тебе! >>. Мужик пошёл домой, раскрыл кузовок, а там — что только душа пожелает. Старший брат прослышал про такое, пришёл к младшему и отнял диковинку силой. Отправился бедняк снова к Доле. Дала она ему золотой кузовок. Вышел на дорогу, раскрыл его, а оттуда выскочили молодцы с дубинками и давай его бить! Больно побили его и спрятались в кузов. << Ну, — думает мужик, брошу я этот кузовок >>. Да не тут то было. Оглянулся назад, а он опять у него за плечами. Нечего делать — принёс домой. Польстился на золотой кузовок старший брат, пришел меняться… Долго помнил он потом этот обман…

Первый кузовок, лубяной, соответствует в сказке скатерти-самобранке, второй, золотой,-кнуту-самобою, а в мифологии это метафоры дождевой тучи, которая поит и насыщает Мать-сыру землю, и Перуновой палицы — молнии.

Источник









Обсудить на нашем форуме

Категория: Старая ВѢра (Инглiизмъ) | Добавил: Sventoyar (27.11.2013)
Просмотров: 1061 | Теги: Инглiизмъ, Родная Вера, Славяно-Арийская Культура, счастье — несчасть, Доля — недоля | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
РОДобожие © Льто 7518 - 7524 от С.М.З.Х. 18+ |