Суд приравнял Славянские символы-обереги к нацистским
Фото: Юрий Бобров
Художник Сергей Каменев признан виновным в изготовлении и демонстрации символов, схожих с нацистскими. Как сформулировал суд — схожих до степени смешения. Максимальный по такому поводу штраф, 1,5 тысячи рублей, Каменев должен выплатить в течение 60 дней.
Напомним, что 2 июля этого года в Пермском районе проходил фольклорный фестиваль «Купальские ночи», на котором художник Каменев торговал деревянными и каменными оберегами собственного изготовления. К пяти изображениям придрались полицейские, найдя сходство с нацистской символикой.
Суд первой инстанции признал художника виновным. Сторона защиты пошла обжаловать решение в Пермский краевой суд.
Мария Верхоланцева, защитник:
— Мы видели, что судья краевого суда (Екатерина Филатова) решила разобраться в деле, и мы надеялись, что древние славянские символы-обереги перестанут называть нацистскими лишь потому, что у тех и других в основе свастика.
Во время судебного заседания выступила историк, искусствовед Надежда Гарманова. Она сообщила суду, что имеет высшее образование — отделение истории искусства УрГУ — и более 30 лет работала в Кунгурском художественном колледже. Гарманова подробно рассказала о каждом из пяти символов, за которые судят Каменева.
— «Цветок папоротника» — символ «Купальской ночи», «Одолень-трава», «Символ рода», «Огневица» и «Небесный крест» — все эти древнеславянские символы являются оберегами, и все они имеют в своей основе свастику. Свастика — самый архаический символ человечества, существующий более 2000 лет. Понятие «свастика» состоит из двух слов — «добро» и «иметь». Этому знаку не повезло, Гитлер его опошлил. Но свастика нацистов повёрнута в другую сторону, нежели славянская, кроме того, нацисты помещали свою свастику на белом фоне красного флага.
При этом Надежда Гарманова утверждала, что нельзя заниматься изучением, возрождением или изготовлением предметов древнеславянской культуры и не использовать целую систему знаков, большинство из которых были на основе свастики. У свастики есть ещё и одна особенность, которая заключается в том, что нити ткани пересекаются друг с другом под прямым углом и самой простой основой для ткачих, соответственно, были орнаменты на основе креста.
— Если хотите, то у нас на каждом третьем полотенце свастики, в каждом краеведческом музее символов или орнаментов на основе свастики огромное количество.
Защитник Мария Верхоланцева предложила судье аналогию, когда какая-нибудь отколовшаяся от РПЦ секта использует те же самые символы и иконы, а потом эту секту судом признают экстремистской организацией и запрещают её, разве из этого следует, что РПЦ не имеет права использовать символ православного креста?
— При расследовании дела изначально эксперты полиции и Следственного комитета пытались доказать, что символы, которые Кузнецов использовал в своих работах, принадлежат старообрядческой общине инглингов. А поскольку деятельность инглингов запрещена, то и все эти «Огневицы» и «Одолень-трава», использовавшиеся ими, — незаконны. Но позже славянские символы всё-таки решили считать похожими до степени смешения с нацистской свастикой. В России нет чёткого перечня символов, использование которых запрещено. Вместе с тем, по совокупности других обстоятельств, понятно, что Сергей Каменев — это художник-ремесленник, который изготавливает деревянные резные картины на старославянскую тематику.
Сергей Каменев рассказал, что занимается старославянской резьбой по дереву лет шесть, а раньше занимался изготовлением православных икон. Свои работы он выставляет на тематических выставках, фестивалях и праздниках, в том числе и 2 июля в селе Юг Пермского района на фестивале «Купальская ночь»:
— На нём было около 400 человек в национальных костюмах и какое-то количество местной деревенской молодёжи. Полиция действовала по заранее утверждённому плану. Протоколы, фотографирование и изъятие предметов с сомнительными символами произвели у меня и ещё у одной участницы — ткачихи Алены Черепановой. Я спрашивал у полицейского, почему он ко мне пристал, вон вокруг сотни людей в национальных костюмах, на каждом есть точно такие же символы. Полицейский сказал: извини, приказ дали именно на тебя. Организаторов фестиваля полиция пыталась привлечь к ответственности, за то, что не было биотуалетов, а были такие временные конструкции, ямы выкопаны, да загородки из досок. А ещё в какой-то момент они увидели в костре горящий крест. Там был конус, брёвна прогорели и упали. Полицейский подбежал, давай фотографировать, дескать — вот, крест. Но это потом вроде замяли. А вот деревенская молодёжь с пивом в руках и сигаретами внимания правоохранителей не привлекала.
В зале суда, помимо обязательных лиц, была группа поддержки подсудимого. Один из них, Виталий Санчез-Скачков, держал в руках глянцевый журнал с фотографией Путина на коне. Он хотел продемонстрировать его судье и показать, что свастику можно найти везде.
Защита художника намерена обжаловать решение в Верховном суде и надеется, что резонанс вокруг дела окажется достаточным для того, чтобы в него вмешались законодатели на федеральном уровне. В конце концов, нужно составить хотя бы чёткий список запрещённых символов. Адвокат не исключила, что будет обращаться к депутатам Госдумы, избранным от Прикамья.