Экологическое воспитание ребенка – это один из самых важных аспектов
развития полноценной личности. Живя в тесном контакте с природой, наши
предки понимали характер окружающего мира. Для того, чтобы передать это
ребенку в доступной форме, чтобы у него сложилось целостное восприятие
окружающего мира, они одушевляли, наделяли своим характером те или иные
явления природы. Живыми существами окружающей природы выступают
обитатели тонкого, невидимого мира: водяные, лешие, домовые, ветры и
облака, горные жители. Все они являются хранителями закона на своей
территории. И если человек хотел жить в том или ином месте, то он должен
был почтительно относиться к природе, окружающей его. Такое
одушевленное отношение к природе предохраняет человека от бездумного и
потребительского отношения к ней. Наши предки знали, что если всё время
брать, разрушать, рано или поздно придет расплата за свои действия.
Сегодня
осмысленное бережное отношение к природе становится насущной
необходимостью. Оно строится не на страхе перед наказанием, а на
понимании природы, как части нас, как живого существа, любви к ней. Как
же строится такое экологическое воспитание?
Мы разделили природу
на четыре стихии, которые сами являются живыми существами, а так же на
их обитателей со своими характерами, желаниями, способами взаимодействия
с людьми.
Эти четыре
стихии: Земля, Вода, Воздух, Огонь. Существа, обитающие в этих стихиях –
лешие, ручейки, водяные, ветерки, огневушки и т.д.
Например, как
отнесется хранитель леса Леший, если бездумно вырубать деревья,
оставлять мусор? Он может обидеться и уйти в дремучие дебри. Но,
лишившись хранителя, будет ли лес нас одаривать ягодами и грибами? Зато
как лес щедр с теми, кто относится к нему с любовью. После понимания
этого, уже не возникают разрушительные желания по отношению к лесу.
Мы
нашим детям рассказываем сказки о живой природе и ее обитателях.
Приведу вам пример сказки о воде.
Говорит как-то камень воде: - Не понимаю, зачем ты нужна?
Нас - камней омываешь на берегах рек и морей, мы от этого меньше
становимся, какая от тебя польза? - Польза от меня огромная, -
Отвечает она. - Если бы не я, то все деревья и травы погибли бы, ведь
это я вместе с Землей-матушкой им помогаю весной оживать: она им силы
даёт, а я их влагой питаю. - Это понятно, но зачем тебя так много?
Целые реки и моря, зачем столько деревьям и травам? – удивился камень. -
Не только им я нужна, - Улыбнулась вода. - В моих реках и морях рыбы
живут и животные – они без воды не могут. А звери лесные и букашки
разные меня пьют, без меня бы они от жажды погибли. - Зато Человеку я
важнее – он из меня дома и дороги строит, - Похвалился камень. -
Неправда, и Человек без меня тоже не может. Взрослые и дети моются во
мне и пьют меня, я им тоже силы даю. А если подумает кто-нибудь что-то
хорошее, то через меня эта доброта другому передаётся, - Ответила вода. -
Земля-матушка очень меня любит, мы вместе с ней помогаем всем жить
счастливыми и здоровыми, - Закончила вода и ласково погладила камень. -
Теперь я всё понял, ты очень важна, - Уважительно сказал камень и
улыбнулся воде.
В методах нашего традиционного образования обычно изучение
природы идет от частностей: каких-то явлений, отдельных знаний, которые
не дают понимания ребенку общей картины мира, понимания как
взаимодействовать с окружающим пространством, чем оно ему может быть
полезно. Основная задача нашего метода: идти от целого к частному, чтобы
ребенок сразу видел все взаимосвязи нашего мира, умел ценить его и
рационально использовать его ресурсы.
Земля – это в первую
очередь живая планета, живое существо со своим характером, испытывающая
боль и радость.
Одушевление природы – это не шаманизм. А метод
экологического воспитания и образования. Если ребенку расскажут, что
каждый ручеек, озеро или река – это живое существо, захочет ли он
загрязнять воду? Если ребенок представит себе, что даже в маленьком
огоньке живет огневушка, то захочется ли ему играть спичками, бездумно
разбрасывая испуганных огневушек по дому? Если ребенок услышит, что
ветерки и облака тоже живые, то неужели он станет загрязнять воздух
газами и вредными веществами?
Понимая всё это, мы сможем
вырастить достойных людей, думающих не только о себе, но и об окружающей
природе, о своем роде и о жизни всего человечества на нашей Земле.
И.В. Вишнякова
(педагог) Источник
В Мой Мир
Обсудить на нашем форуме
|