Пятница, 09.12.2016, 04:23Главная | Регистрация | Вход

Форма входа

Логин:
Пароль:

Ключевые слова

Мини-чат



Славянское Время

Наши Праздники

Фаза луны

Поиск по сайту

Коляды Дар 7525

Живая Буквица

х'Арийская Каруна

Галерея

Алтайский мёд

Рунические Обереги



Славянские Рунические обереги на заказ

Старая ВѢра

Наследие Предковъ

Мудрословие

Наше Потомство

Здрава

Музыка Света

Русь в картинах

Славянский софт

Русский Домострой

Деревенская Жизнь

Запретные находки

Выживание

Наш Опрос

Нужно ли уезжать из города на землю?
Всего ответов: 1719

Славянская музыка

АудиоВѢды

Коловрат ТВ

Наши Друзья

Кнопка сайта



РОДобожие - Славяно-Арийская Культура - Наследие Предковъ.

Помощь сайту


Купить Алтайский мёд с личной пасеки

Ваша помощь
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку
Яндекс Деньги: 410011010026666

Сегодня были

Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0




Рейтинг Славянских Сайтов



Голосуйте за наш сайт в каталоге Rubo.Ru















Яндекс.Метрика
Наследие Предковъ
Главная » Статьи » Наследие Предковъ » Наследие Предковъ

ТРИ БЫЛИНЫ О ТОМ, ПОЧЕМУ СЕВЕРНАЯ СКАЗКА САМАЯ НАСТОЯЩАЯ

Многие взрослые считают, что сказки – это просто детские сказки…Мир, созданный чьей - то фантазией и пересказанный по многу раз другими фантазерами ради развлечения детей. Но некоторые сказки могут быть иными. Вы знаете, что раньше, до 18 века, слова «сказки» не было, а использовались термины «былина» (то, что было) и «старина» - т.е. то, что происходило в старину?

В этих старых историях все может оказаться правдой.

Вспомните самые любимые сказки – и только на миг представьте, что этот мир действительно мог существовать когда-то, давным -давно. Из седой древности, упорно передаваемые из поколения в поколенье, приходят истории о людях, которые, обладая сверхспособностями, могли преодолевать огромные расстояния и попадать в другие миры, понимали животных, владели удивительными предметами и умениями, о сверхъестественных существах, живущих рядом с человеком, и о Богах.
Не знаете, какие из известных сказок самые настоящие?

Расскажу Вам три истории -сказки о том, как Русский Север, словно магнит, притягивает этнографов, историков, эзотериков и людей, которые хотят понять и научиться, быть может, тому, что умели наши предки.

Былина первая о том, почему в XIX веке искали именно на Русском Севере правдивые истории.



- Почему, почему именно здесь сохранилось столько былин? – задавались этим вопросом, начиная с конца XIX века, первооткрыватели олонецкого очага старин Рыбников и Гильфердинг.
Особая поэтическая одаренность местных жителей? Свобода и глушь края? Грамотность населения, заметно более высокая, чем в центральных районах? Отсутствие крепостного права? Слабые позиции русской православной церкви?

Ведь Русский Север в конце XIX века имел славу главного очага эпической народной поэзии. Предпринимались экспедиции за этими редкими произведениями. На Печоре, в бассейне Пинеги, Кулоя, а также на побережье Белого моря эпическая поэзия была жива.

Почему? Причину надо искать в том, что эти места еще до того, как сюда пришли новгородцы, являющиеся восточными славянами, были заселены другим этносом, а именно – северными славянами, хранителями древних знаний. Этнографы давно заметили, что небылинные регионы — центральные губернии России — к XIX в. уже на протяжении нескольких столетий были одноэтничными зонами, чисто русскими.
Новгородские (и киевские) переселенцы принесли в этот северный регион не сложившийся, а складывающийся эпос, предрасположенный к различного рода изменениям, трансформациям и заимствованиям. Былины, которые рассказывают здесь, на Севере, впитали в себя знания двух великих этносов.

Так, на берегах древнего таинственного Белого Моря, с мифической историей, уходящей вглубь тысячелетий, люди хранят родовую память, пересказывая былины и старины.

Былина вторая о том, как хранились и передавались старины.



Для народа, который жил в этой стране великих рек, могучих лесов и древних традиций, сказание старин было таким же естественным, как утренняя песня птицы. Северные крестьяне были не только земледельцами, охотниками, рыбаками - в свободное от этих работ время они "занимались мастерством, благоприятствующим сохранению эпических песен": плетением сетей, изготовлением снаряжения для охоты и рыболовства, портняжьим и сапожным мастерством, что давало им возможность часами сказывать и слушать былины.

На Европейском Севере России пение старин не было коллективным. Эпические песни знали и исполняли знатоки, которых называли "сказителями". Говорилось – старину "сказывать" или "пропевать".
Они не пелись, а исполнялись в духе речитативов. В этих лучших былинных текстах предстают люди, которые несут идею справедливости, личной свободы, общения с Богами, как с первопредками. Каждый сказитель считал себя обязанным спеть старину так, как сам ее слышал, традиционно.

А.Ф. Гильфердинг писал: - «Без веры в чудесное невозможно, чтобы продолжала жить природною, непосредственную жизнью эпическая поэзия. Когда человек усомнится, чтобы богатырь мог носить палицу в сорок пудов или один положить на месте целое войско, - эпическая поэзия в нем убита. А множество признаков убедили меня, что северно - русский крестьянин, поющий былины, и огромное большинство тех, кто его слушают, - безусловно верят в истину чудес, какая в былинах изображается. Слушатели воспринимают былину с той же верой в действительность того, что в ней рассказывается, как если бы дело шло о событии вчерашнего дня, правда, необыкновенном и удивительном, но, тем не менее, вполне достоверном».

Так, целый народ верил в то, что все, что рассказывается в былинах и старинах, правда. Почему же мы, современники, почти разуверились в том, что наш явный мир – только один из миров, что люди – это потомки Богов, и, вследствие этого, могут обладать чудесными силами и способностями?

Былина о том, как умирала северная сказка.



В конце XIX века просвещенная русская интеллигенция, вдруг открыла для себя дивную северную культуру, о которой знали только по отдельным эпизодам. Восторг охватил публику. А.Ф. Гильфердинг писал про Русский Север: "Крестьяне и крестьянки, поющие былины, насчитываются здесь десятками; поют и старый, и малый".

В 1895—1896 состоялись первые публичные выступления Ирины Андреевны Федосовой, родившейся и выросшей в Олонецкой губернии. Выступления в Петербурге, в Москве заставили говорить о «магической силе» ее искусства. «Слуховые записи» ее напевов сделал Н. А. Римский-Корсаков, а Ф. И. Шаляпин вспоминал: «Я слышал много рассказов, старых песен и былин и до встречи с Федосовой, но только в ее изумительной передаче мне вдруг стала понятна глубокая прелесть народного творчества. Неподражаемо прекрасно “сказывала” эта маленькая кривобокая старушка с веселым детским лицом о Змее Горыныче, Добрыне, о “его поездках молодецких”, о матери его, о любви. Предо мной воочью совершалось воскрешение прошлого, и сама Федосова была чудесна, как сказка».

Записи былинного фольклора, проведенные с середины XIX века до середины XX века, насчитывают около трех тысяч, отражают примерно 80 сюжетов. Опубликовано из них более 2000.
Но, с течением бурного и страшного XX века сказителей становилось все меньше, многие былины записывались в отрывках, особенно быстро уходили из эпической поэзии песни героического содержания.

Сказитель и сказочник Б. В. Шергин проницательно заметил: "Русский Север - это был последний дом, последнее жилище былины. С уходом Кривополеновой совершился закат былины и на Севере. И закат этот был великолепен".

И правда состоит в том, что Борис Шергин имел право это говорить. Сам, начиная как исполнитель былин, всю оставшуюся жизнь он пытался превратить древние истории в такие сказки, которые его современники могли принять и понять. Но даже эти такие его герои, как Змея Скарапея и Ваня в пинжаке с карманами, вызывали резкую критику. В 1947 году его сказки вызвали уничижительную критику со стороны фольклористов как «грубая стилизация и извращение народной поэзии». Имя писателя было дискредитировано, а он сам обречен на десятилетнюю изоляцию от читателя.

Двери в последнее жилище северной сказки действительно закрылись.


Эпилог

Но только мы с Вами
прямо сейчас
можем вновь приоткрыть эту дверь и отправиться в путешествие по удивительной стране Северной Сказки, которая была давным – давно и остается живой в нашем с Вами воображении, в нашей родовой памяти.

Люди и Боги, Лешие и Русалки, триединые миры вновь зовут нас странствовать, побеждать, жить, любить, смеяться и быть счастливым.

И все это - на страницах книг издательства «Северная Сказка», которое совсем недавно начало издавать северные сказки в своей, оригинальной манере.

Читайте и покупайте здесь www.севернаясказка.рф



Эти книги - для тех, кто ценит культурное наследие славян и получает удовольствие от профессионального дизайнерского оформления. Все книги написаны для современных людей, именно этим объясняются все стилизации – как практически современный язык изложения и своеобразная обработка древнейшей мезенской росписи, используемой в иллюстрациях.

[size=10]







Обсудить на нашем форуме

Категория: Наследие Предковъ | Добавил: Макош (02.12.2012) | Автор: Иванова Ирина
Просмотров: 1823 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
РОДобожие © Льто 7518 - 7524 от С.М.З.Х. 18+ |