Традиции в Закавказье очень сильны. В отмечаемом в июле
древнеармянском празднике Вардавар группа армян видит возможность
вернуться во времена языческого прошлого Армении и укрепить
национальное самосознание.
Армения приняла христианство в качестве государственной
религии в 301 году нашей эры, ее языческие храмы были разрушены
или превращены в христианские. Для большинства жителей Армении
эта дата представляет собой поворотный пункт в истории страны, который
впоследствии отдалит Армению от ее мусульманских соседей в Иране,
Азербайджане и Турции. Но каждый год в единственном сохранившемся языческом
храме Армении в Гарни, что в 32 километрах к востоку от Еревана,
собираются несколько сот армян, чтобы отпраздновать Вардавар –
праздник, по их мнению, восходящий корнями к истинной
религии армян. Он является, пожалуй, любимейшим из всех
традиционных и религиозных праздников в армянском календаре, когда
молодежь и взрослые с упоением поливают водой незадачливых прохожих. Армянский язычник,
приветствующий Солнце!!!
Ныне этот праздник включен в христианский календарь, но
исторически его связывали с Астхик – армянской богиней воды, красоты,
любви и плодородия. Название праздника происходит от армянского слова
«вард», что означает «роза». Изначально люди, праздновавшие Вардавар, приносили Астхик
в дар розы и кропили друг друга водой, либо собирались на праздник у
воды в надежде, что, когда придет время, богиня позаботится о дожде для
хорошего урожая. Это знаменитые ворота г. АНИ. На них изображён АРЕВИХАЧ (СВАСТИКА)!!!!!
Теперь обновленный праздник символизирует Преображение Господне и
отмечается Армянской Апостольской Церковью на 98 день после Пасхи. В Гарни языческие жрецы поместили жертвенные ножи на
огонь, а лепестки роз – в глиняные кувшины с водой, а потом начали
зачитывать вслух отрывки из «Ухтагира» – собрания дохристианских
преданий и легенд о языческих богах Армении. Книга принадлежит перу Слака Какосяна,
основателя одной из главных языческих общин Армении. Основанная в 1990
году, община насчитывает сегодня – по собственным ее оценкам – свыше
тысячи последователей. В их действах в равной степени присутствует национализм и
язычество. «Мы язычники, – говорит 43-летний Зограб Петросян, преемник
Какосяна. – Мы армяне, но мы не знаем, какова наша истинная
религия. Просто зажечь свечку в церкви и носить на груди крест – не
значит быть христианином. Я являюсь членом этой организации в течение
десяти лет, но, будучи армянином, я язычник со дня своего рождения». Одной из самых заметных фигур, присутствовавших на
празднике Вардавар в Гарни, был Армен Аветисян – лидер
ультранационалистического «Армяно-арийского ордена», в 2005 году
приговоренный к 3 годам тюремного заключения условно за разжигание
национальной ненависти по отношению к евреям. Аветисян и его последователи носят черные футболки с
изображением Гарегина Нжде – армянского национального героя, жившего в
1886-1955 гг. Он был искусным военачальником, боровшимся с большевизмом,
и автором философии, сочетающей религиозные а националистические черты.
Его идеи оказали влияние на формирование политических платформ
современных партий, включая правящую Республиканскую партию Армении и ее
младшего партнера по коалиции, Армянскую революционную федерацию
«Дашнакцутюн». До недавнего времени многие из тех, кто участвовал в
языческих праздниках, принадлежали к республиканской партии, но теперь к
их рядам начинают присоединяться и представители других партий. В этом
году, например, помимо членов «Армяно-арийского ордена»,
на празднике присутствовали и другие люди, большинство из которых
отрекомендовались членами Армянской революционной федерации
«Дашнакцутюн».
Появление
ультранационалистов, однако, посеяло в определенных кругах опасения, что
языческое движение может скатиться на ультраправые позиции. Армянские
язычники не разделяют подобных страхов. Многие на празднике в Гарни
заявляли, что политика их не интересует.
Роберт Гарабедян, астрофизик из Германии и армянин по
национальности, принял язычество в Гарни. В интервью EurasiaNet
Гарабедян сказал, что для него празднование Вардавара в этом храме имеет
скорее личное, нежели политическое значение. «Я – последователь зороастризма, христианства и буддизма,
а теперь хочу принять религию, в которую верили мои [армянские]
предки», – сказал он. Обычно поиски смысла теряются за шумом и гамом детей,
поливающих водой пешеходов и автолюбителей. Тем не менее, армянским
язычникам может прийтись по душе то обстоятельство, что по окончании
праздника 15 июля в Армении неожиданно хлынули проливные дожди. Но дожди
шли все последующие дни напролет, так что оставалось лишь гадать:
может, Астхик на самом деле и не слышала никого? Прошли тысячи лет, а центр
Еревана всё ещё символизирует Солнце!!!
http://viparmenia.com/vb/forum79/a-6055/ http://forum.barev.net/viewtopic.php?p=154374&sid=897fb0fb5e79cbc3f70ebeb015703f95 http://www.slavyanin.info/forum/viewtopic.php?id=556
В Мой Мир
Обсудить на нашем форуме
|