Многие интересующиеся историей
России наверняка помнят про восстание языческих волхвов в Ростовской
земле произошедшее в 1071 году. Вот текст летописи
преподобного Нестора рассказывающий об этом:
"Беси бо под токше на зло вводят, по сем же насмисаются ввергше и в
пропасть смертную, научивше глаголати, якоже се скажем бесовьское
наущенье и действо. Бывши бо единою скудости в Ростовьстей области,
встаста два влохва от Ярославля, глаголюща: "яко в свеве кто обилье
держить"; и поидоста по Вользе, кде придуть в погосте ту же нарицаху
лучьшие жены, глаголюща, яко си жита держить, а си мед, а си рыбы, а си
скору. И привожаху к нима сестры своя, матере и жены своя; она же в
мечте прорезавше за плечем, выимаста либо жито, либо рыбу, и убивашета
многы жены, именья их отимашета собе. И придоста на Белоозеро и бе у
нее людий не 300. В се же время приключися прити от Святослава дань
емлющу Яневи, сыну Вышатину; поведаша ему Белозерци, яко два кудесника
избила уже многы жены по Вользе и по Шексне, и пришла еста семо. Ян же
испытав: "чья еста смерда?" и уведев, яко своего князя, послав к ним,
еже около ею суть, рече им: "выдайте волхва та семо, яко смерда еста
моего князя".
Они же сего не послушаша.
Ян же поиде сам, без оружья, и реша ему отроци его: "не ходи без
оружья, осоромять тя", он же повелел взяти оружья отроком, и беста 12
отроков с ним и поиде к ним по лесу. Они же ставши исполчищася противу,
Яневи же идущю с топорцем, выступиша от них десять муж, придоша к
Яневи рекуще ему: "вида идеши на смерть, не ходи", оному повелеши обити
я, к прочим же поиде".
Далее летописец говорит, что Ян спросил двух
волхвов: "что ради погубиста столько человек?" Она же рекшема: "яко ти
держать обилье, да аще истребив сих будет гобино, аще ли хощеши, то
перед тобою вынемеве жито, ли рыбу, ли ино что". Ян же рече: "поистине
лжа то: створил Бог человека на земле, сставлен костьми и жилами от
крове, несть в нем ничего же; и не весть ничто же, но токмо един Бог
весть". Она же рекоста: "ве веве како есть человек створен". Он же
рече: "како?" Она же рекоста: "Бог мывся в мовници и вспотився, отерься
ветхом и верже с небесе на землю; и распреся Сотона с Богом, кому в
нем створити человека. И створи дьявол человека, а Бог душю в не вложи;
тем же аще умрет человек, в землю идет тело, а душа к Богу"
Мельников – Печерский, Павел
Иванович (1818-1883) Принято
считать, что эти волхвы славянские языческие священники. А были ли
они ими в действительности?
По мнению П. И. Мельникова –
Печерского, русского этнографа-беллетриста и писателя 19 века, автора
этнографических записок «Очерки Мордвы», волхвы, пришедшие из Ярославля
в Ростовскую область и на Белоозеро, определенно принадлежали, к
финскому племени. В Ростовской земле, близ Ростова и Ярославля жили
Меря, племя одного происхождения с современной Эрзей живущей в
республике Мордовия, Нижегородской, Тамбовской и Рязанской областях, и
судя по всему имевшее одинаковые с ней религиозные языческие обряды.
Художник Сергей Васильевич Иванов. Князь
Глеб убивает Волхва. Нестеровы
волхвы о создании человека рассказывают так же, как рассказывала,
некрещеная Эрзя в Нижегородской и Симбирской губерниях в 19 веке. В
летописи фигурируют два волхва, к Яну Вышатичу выступают десять мужей,
по-видимому, ближайших их советников - всего двенадцать человек,
обыкновенное число прислужников Эрзянских возатей (языческих жрецов).
Возатя и его двенадцать помощников у Эрзян избирались из самых почетных
стариков волости перед каждым волостным моляном (языческим молением).
Как вы увидите далее по тексту, Эрзянский языческий обряд обрезывания
тесемок на голых женских плечах, пришедший в 19 век из глубокой
древности, вполне может объяснить темное место летописи о «вырезывании
волхвами у женщин из плечь хлеба и разных съестных припасов»
Наш современник, выдающийся русский историк, профессор
Игорь Фроянов анализируя то же сообщение «Повести временных
лет» от 1071 года о походе на Белоозеро киевского боярина Яна Вышатича,
отмечает, что киевский боярин прежде, чем казнить волхвов, выяснил у
них религиозную суть их мировоззрения, оказавшуюся верой в двуединое,
божественное и дьявольское происхождение человека распространённое у
всех финно-угорских народов Поволжья. - по тексту: "Бог мывся в мовници и вспотився, отерься ветхом и
верже с небесе на землю; и распреся Сотона с Богом, кому в нем створити
человека. И створи дьявол человека, а Бог душю в не вложи; тем же аще
умрет человек, в землю идет тело, а душа к Богу".
Чипаз-Чампаз, он же Инешкипаз-Творец Света и Мира, и Идемевса -
Шайтан, являющийся воплощением тёмных сил Зла. Ответ волхва почти один в один повторяет языческий миф
сотворения человека у Эрзян: "Терюхане и некоторые Эрдзяды
Нижегородской и Симбирской губерний рассказывают о создании человека
так: " Человека вздумал
сотворить Шайтан. Для того он собрал глины, песку и земли от семидесяти
семи стран света и слепил из них тело человека. Но, сделав тело, никак
не мог привести его в благообразный вид: то слепит свиньей, то слепит
собакой, то гадом каким-нибудь, а Шайтану хотелось сотворить его по
образу и по подобию Божью. И позвал Шайтан птичку-мышь и сказал ей:
"Лети ты на небо, там у Чам-Паса(Создателя) полотенце висит; когда он в
баню ходит, тем полотенцем обтирается; висит оно у него на гвоздике;
заберись ты в один конец полотенца, свей гнездо, разведи детей, чтоб
один конец того полотенца стал тяжелей и упал бы ко мне на землю".
Птичка-мышь послушалась Шайтана, свила гнездо в конце Чам-Пасова
полотенца, развела мышат, от тяжести их полотенце и упало на землю.
Шайтан тотчас подхватил его, обтер им слепленного человека, и он получил
образ и подобие Божье. После того Шайтан стал оживлять человека, но
никак не мог вложить в него живую душу. Бился-бился он и уже хотел было
разрушить свое создание, но Чам-Пас сказал: "Убирайся ты, проклятый
Шайтан, в пропасть огненную, я и без тебя сотворю человека". А Шайтан
отвечал: "Я хоть подле постою, когда ты будешь класть в него живую душу;
ведь я его работал, и на мою долю из человека что-нибудь надобно дать,
а то, как хочешь, братец Чам-Пас, будет мне обидно, а тебе нечестно".
Спорили Чам-Пас с Шайтаном, спорили, наконец Чам-Пасу надоело. "Слушай,
Шайтан, - сказал он: - давай делить человека: образ и подобие от моего
полотенца, и душа моя, потому что я ее вдунул, a тело будет твое".
Шайтан поспорил-поспорил, но должен был согласиться, потому что
Чам-Пас невпример сильнее его. Оттого, когда человек умирает, душа с
образом и подобием Божьим идет в небеса к Чам-Пасу, а тело, лишаясь
души, теряет и подобие Божье, гниет, разваливается и идет в землю на
добычу Шайтану. А птичку-мышь Чам-Пас наказал за то, что она
послушалась Шайтана, летала на небо и свила гнездо в Божьем полотенце.
Зато Чам-Пас отнял у ней крылья и приставил ей голый хвост, такой же,
как у Шайтана, и дал такие же лапы, как у него."" Вирява (Вирь-ава) — Эрзянская
богиня, хозяйка леса. В
связи с выше сказанным представляет интерес описание приготовления к
Эрзянскому «Велень-молян», - общественному богослужению в честь всех
богов Эрзянских, совершаемому преимущественно в летнее время, по случаю
общественных бедствий, например, моровой язвы, неурожая, голода и т.п.
в 19 веке. Оно имеется в «Очерках Мордвы» Мельникова-Печерского.
Описание основано на информации нижегородского архиепископа Иакова,
записками священника села Сивухи, сведениями о быте и преданиях Эрзи,
доставленными из разных мест Императорскому Русскому Географическому
Обществу, следственным делом о Кузьке-Боге и некоторыми другими
следственными делами. В преддверии моляна
"велень-атятня", то есть Эрзянские старшины всех деревень волости,
посоветовавшись между собой, отправляются в числе пяти или шести
человек к прявту (Прявт значит "голова". Прявт не был жрецом и не
приносил жертв, не возглашал молитв, но был старшим из предстоявших на
моляне. Ему первому подавали кусок жертвенного мяса, ему подавался
первый ковш жертвенного пива, он собирал людей на молян) и просят
назначить день общего моления в керемети (священной роще). В ходе общего
совета старшин и прявта обсуждается, сколько надо собрать денег,
хлеба, меду и прочих припасов для совершения богослужения, и кому быть
возатей. После совета начинается сбор. Обряд сбора на молян
нужных для жертвоприношения припасов весьма замечателен. Этим обрядом,
как было уже сказано, может быть подтверждена принадлежность волхвов
Несторовой летописи к племени Меря. Сборщики приезжают в деревню.
Они останавливаются с возом у околицы, и отправляются из дома в дом.
Янбед пять раз тычет жертвенным ножом в ворота, оставляемые
незапертыми, и потом растворяет их настежь. Потом париндяит с янбедом
идут прямо к камню карко-сярко, в который янбед тычет пять раз
жертвенным ножом, а париндяит ставит на него священную парку дном
вверх. Совершив этот обряд, оба идут в сени,. янбед тычет пять раз
жертвенным ножом в дверь избы и отворяет ее. Когда янбед тычет
ножом в ворота, он читает следующую молитву: "Чам-Пас, Нишки-Пас,
Свет-Верешки-Пас, Анге-Патяй-Пас, Матушка Пресвятая Богородица, помилуй
Васяй (имя хозяина), помилуй Машкась (имя хозяйки)". Тыча в камень
карко-сярко, говорит: "Чам-Пас, Назаром-Пас, Кардас-сярко-oзаис,
помилуй Васяй, помилуй Машкась". Тыча в дверь избы, обращается с такою
же мольбой к Чам-Пасу, Волцы-Пасу и Юртова-oзаису, то есть домовому
богу, или собственно богу избы. Обращения к тем или другим божествам,
впрочем, изменялись, смотря по тому, по какому поводу совершался молян и
каким божествам предположено было приносить на нем жертву. Федот Васильевич Сычков. Эрзянка. Когда янбед отворял избу, в ней горел штатол (восковая
свеча) на шестке печи, перед которою стоял стол с мешками и мешочками.
Перед ним становились замужние женщины семьи, задом к дверям; плечи и
грудь у них по пояс были обнажены. Девушки стояли подле них также задом
к двери, но не были обнажены. Париндяит с янбедом, войдя в
избу, останавливались у самой двери, один - держа, палку, другой -
жертвенный нож, и громко читали молитву Чам-Пасу, Анге-Патяй и
Юртова-oзаису. Тогда старшая замужняя женщина брала обеими руками за
тесемки мешок с мукой, закидывала его через голову назад на голые свои
плечи и, не оглядываясь, ибо не должно было женщинам видеть в лицо
сборщиков, пятилась задом к дверям. Когда таким образом она подходила к
сборщикам, париндяит подставлял к спине её священную парку, а янбед,
взяв в одну руку мешок, другою рукой пять раз слегка колол подошедшую в
обнаженные плечи и спину, читая молитву, обращенную к Анге-Патяй, а
потом перерезывал тесемки; мешок падал в парку, а концы тесемок
оставались в руках женщины. Она отходила к столу, не оглядываясь; за
нею другая таким же образом подходила к сборщикам с другим мешком,
третья с третьим, и т. д. Если же в семье была одна замужняя
женщина, она одна относила к сборщикам описанным порядком
приготовленные мешки один за другим. Девушки оставались у стола, они не
могли трогать приготовленных мешков. Приняв назначенные для
жертвоприношения припасы, париндяит и янбед уходили, не затворяя ни
дверей избы, ни ворота, складывали все полученное на воз и отправлялись
в следующий дом. Как скоро они удалялись, женщины разводили на шестке
огонь, зажигая его горящим штатолом, и сожигали на нем остатки тесемок.
Пепел их, вместе с углями, клали в загнетку с молитвой к
Юртова-oзаису, которую произносила старшая в доме. "Вообще Мордовская (Эрзянская. Примечание Мерянии) вера
имела, кажется, большое сходство с языческою верой Великоросов
(Московитов), если не была одна и та же. У Великоросов
(Московитов), уже девятьсот лет принявших христианство, она совершенно
забылась, но остатки её сохранились в разных обрядах, из которых многие
трудно или вовсе невозможно объяснить. Мордва (Эрзя) крещена не так
давно и еще помнит старинную свою веру. По сохранившимся у Мордвы
(Эрзи) религиозным обрядам и по преданиям об их религии можно объяснить
многие русские обычаи и обряды." подытоживает
П. И. Мельников – Печерский в своём очерке.
Есть давний спор: Что было изначально: Киевская
Русьская держава, или Новгородчина, что началась еще в Старой Ладоге с
легендарного ободрита Рюрика? Думается, что изначальной для нас,
Русских-Московитов, является Мерянская Земля - Меряния - Мерянь Мастор.
Ведь первые столичные города наших древнейших княжеств: Сар, Клещин -
Переславль Залесский, Сужбал - Суздаль, Ростов Мерьский, Галич Мерьский,
Кострома, Владимир и конечно матушка Москва – располагались на землях
народа Меря и зарождались на Мерянской этнической основе.
Наши предки Меряне не исчезли в веках, как пишут иногда в популярных
книгах по истории, они вместе с Весью, Чудью, Муромой, Мещёрой, Эрзей,
Кривичами, Вятичами, Словенами стали основой Великорусской народности, в
результате крещения перешли на славянский язык, и мы, и их потомки,
называем себя Русскими. Источник
В Мой Мир
Обсудить на нашем форуме
|