Пятница, 22.11.2024, 23:11Главная | Регистрация | Вход

Форма входа

Мини-чат



Лунный День

Коляды Даръ 7531

Поиск по сайту

Живая Буквица

Алтайский мёд

Наследие Предковъ

Мудрословие

Наше Потомство

Музыка Света

Русь в картинах

Славянский софт

Русский Домострой

Деревенская Жизнь

Запретные находки

Наш Опрос

Вы почитаете своих Предков?
Всего ответов: 1093

Славянская музыка

Наши Друзья

Кнопка сайта



РОДобожие - Славяно-Арийская Культура - Наследие Предковъ.

Помощь сайту


Купить Алтайский мёд с личной пасеки

Ваша помощь
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку
Яндекс Деньги: 410011010026666

Сегодня были

Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0




Рейтинг Славянских Сайтов



Голосуйте за наш сайт в каталоге Rubo.Ru















Яндекс.Метрика
Наследие Предковъ
Главная » Статьи » Наследие Предковъ » НаРодности

Мерянские волхвы древней Руси

Картинка 14 из 78

Многие интересующиеся историей России наверняка помнят про восстание языческих волхвов в Ростовской земле произошедшее в 1071 году. 

Вот текст летописи преподобного Нестора рассказывающий об этом: "Беси бо под токше на зло вводят, по сем же насмисаются ввергше и в пропасть смертную, научивше глаголати, якоже се скажем бесовьское наущенье и действо. Бывши бо единою скудости в Ростовьстей области, встаста два влохва от Ярославля, глаголюща: "яко в свеве кто обилье держить"; и поидоста по Вользе, кде придуть в погосте ту же нарицаху лучьшие жены, глаголюща, яко си жита держить, а си мед, а си рыбы, а си скору. И привожаху к нима сестры своя, матере и жены своя; она же в мечте прорезавше за плечем, выимаста либо жито, либо рыбу, и убивашета многы жены, именья их отимашета собе. И придоста на Белоозеро и бе у нее людий не 300. В се же время приключися прити от Святослава дань емлющу Яневи, сыну Вышатину; поведаша ему Белозерци, яко два кудесника избила уже многы жены по Вользе и по Шексне, и пришла еста семо. Ян же испытав: "чья еста смерда?" и уведев, яко своего князя, послав к ним, еже около ею суть, рече им: "выдайте волхва та семо, яко смерда еста моего князя".

Они же сего не послушаша. Ян же поиде сам, без оружья, и реша ему отроци его: "не ходи без оружья, осоромять тя", он же повелел взяти оружья отроком, и беста 12 отроков с ним и поиде к ним по лесу. Они же ставши исполчищася противу, Яневи же идущю с топорцем, выступиша от них десять муж, придоша к Яневи рекуще ему: "вида идеши на смерть, не ходи", оному повелеши обити я, к прочим же поиде".

Далее летописец говорит, что Ян спросил двух волхвов: "что ради погубиста столько человек?" Она же рекшема: "яко ти держать обилье, да аще истребив сих будет гобино, аще ли хощеши, то перед тобою вынемеве жито, ли рыбу, ли ино что". Ян же рече: "поистине лжа то: створил Бог человека на земле, сставлен костьми и жилами от крове, несть в нем ничего же; и не весть ничто же, но токмо един Бог весть". Она же рекоста: "ве веве како есть человек створен". Он же рече: "како?" Она же рекоста: "Бог мывся в мовници и вспотився, отерься ветхом и верже с небесе на землю; и распреся Сотона с Богом, кому в нем створити человека. И створи дьявол человека, а Бог душю в не вложи; тем же аще умрет человек, в землю идет тело, а душа к Богу" 

http://www.peoples.ru/art/literature/prose/belletristika/pavel_melnikov/melnikov_41-099.jpg
Мельников – Печерский, Павел Иванович (1818-1883)

Принято считать, что эти волхвы  славянские языческие священники. А были ли они ими в действительности?

По мнению П. И. Мельникова – Печерского, русского этнографа-беллетриста и писателя 19 века, автора этнографических записок «Очерки Мордвы», волхвы, пришедшие из Ярославля в Ростовскую область и на Белоозеро, определенно принадлежали, к финскому племени. В Ростовской земле, близ Ростова и Ярославля жили Меря, племя одного происхождения с современной Эрзей живущей в республике Мордовия, Нижегородской, Тамбовской и Рязанской областях, и судя по всему имевшее одинаковые с ней религиозные языческие обряды. 


Художник Сергей Васильевич Иванов. Князь Глеб убивает Волхва.

Нестеровы волхвы о создании человека рассказывают так же, как рассказывала, некрещеная Эрзя в Нижегородской и Симбирской губерниях в 19 веке. В летописи фигурируют два волхва, к Яну Вышатичу выступают десять мужей, по-видимому, ближайших их советников - всего двенадцать человек, обыкновенное число прислужников Эрзянских возатей (языческих жрецов). Возатя и его двенадцать помощников у Эрзян избирались из самых почетных стариков волости перед каждым волостным моляном (языческим молением). Как вы увидите далее по тексту, Эрзянский языческий обряд обрезывания тесемок на голых женских плечах, пришедший в 19 век из глубокой древности, вполне может объяснить темное место летописи о «вырезывании волхвами у женщин из плечь хлеба и разных съестных припасов»

Наш современник, выдающийся русский историк, профессор Игорь Фроянов анализируя то же сообщение «Повести временных лет» от 1071 года о походе на Белоозеро киевского боярина Яна Вышатича, отмечает, что киевский боярин прежде, чем казнить волхвов, выяснил у них религиозную суть их мировоззрения, оказавшуюся верой в двуединое, божественное и дьявольское происхождение человека распространённое у всех финно-угорских народов Поволжья. - по тексту: "Бог мывся в мовници и вспотився, отерься ветхом и верже с небесе на землю; и распреся Сотона с Богом, кому в нем створити человека. И створи дьявол человека, а Бог душю в не вложи; тем же аще умрет человек, в землю идет тело, а душа к Богу". 


Чипаз-Чампаз, он же Инешкипаз-Творец Света и Мира, и Идемевса - Шайтан, являющийся воплощением тёмных сил Зла. 

Ответ волхва почти один в один повторяет языческий миф сотворения человека у Эрзян: "Терюхане и некоторые Эрдзяды Нижегородской и Симбирской губерний рассказывают о создании человека так:  " Человека вздумал сотворить Шайтан. Для того он собрал глины, песку и земли от семидесяти семи стран света и слепил из них тело человека. Но, сделав тело, никак не мог привести его в благообразный вид: то слепит свиньей, то слепит собакой, то гадом каким-нибудь, а Шайтану хотелось сотворить его по образу и по подобию Божью. И позвал Шайтан птичку-мышь и сказал ей: "Лети ты на небо, там у Чам-Паса(Создателя) полотенце висит; когда он в баню ходит, тем полотенцем обтирается; висит оно у него на гвоздике; заберись ты в один конец полотенца, свей гнездо, разведи детей, чтоб один конец того полотенца стал тяжелей и упал бы ко мне на землю". 

Птичка-мышь послушалась Шайтана, свила гнездо в конце Чам-Пасова полотенца, развела мышат, от тяжести их полотенце и упало на землю. Шайтан тотчас подхватил его, обтер им слепленного человека, и он получил образ и подобие Божье. После того Шайтан стал оживлять человека, но никак не мог вложить в него живую душу. Бился-бился он и уже хотел было разрушить свое создание, но Чам-Пас сказал: "Убирайся ты, проклятый Шайтан, в пропасть огненную, я и без тебя сотворю человека". А Шайтан отвечал: "Я хоть подле постою, когда ты будешь класть в него живую душу; ведь я его работал, и на мою долю из человека что-нибудь надобно дать, а то, как хочешь, братец Чам-Пас, будет мне обидно, а тебе нечестно". Спорили Чам-Пас с Шайтаном, спорили, наконец Чам-Пасу надоело. "Слушай, Шайтан, - сказал он: - давай делить человека: образ и подобие от моего полотенца, и душа моя, потому что я ее вдунул, a тело будет твое". 

Шайтан поспорил-поспорил, но должен был согласиться, потому что Чам-Пас невпример сильнее его. Оттого, когда человек умирает, душа с образом и подобием Божьим идет в небеса к Чам-Пасу, а тело, лишаясь души, теряет и подобие Божье, гниет, разваливается и идет в землю на добычу Шайтану. А птичку-мышь Чам-Пас наказал за то, что она послушалась Шайтана, летала на небо и свила гнездо в Божьем полотенце. Зато Чам-Пас отнял у ней крылья и приставил ей голый хвост, такой же, как у Шайтана, и дал такие же лапы, как у него.""


Вирява (Вирь-ава) — Эрзянская богиня, хозяйка леса.

В связи с выше сказанным представляет интерес описание приготовления к Эрзянскому «Велень-молян», - общественному богослужению в честь всех богов Эрзянских, совершаемому преимущественно в летнее время, по случаю общественных бедствий, например, моровой язвы, неурожая, голода и т.п. в 19 веке. Оно имеется в «Очерках Мордвы» Мельникова-Печерского.
Описание основано на информации нижегородского архиепископа Иакова, записками священника села Сивухи, сведениями о быте и преданиях Эрзи, доставленными из разных мест Императорскому Русскому Географическому Обществу, следственным делом о Кузьке-Боге и некоторыми другими следственными делами. 


В преддверии моляна "велень-атятня", то есть Эрзянские старшины всех деревень волости, посоветовавшись между собой, отправляются в числе пяти или шести человек к прявту (Прявт значит "голова". Прявт не был жрецом и не приносил жертв, не возглашал молитв, но был старшим из предстоявших на моляне. Ему первому подавали кусок жертвенного мяса, ему подавался первый ковш жертвенного пива, он собирал людей на молян) и просят назначить день общего моления в керемети (священной роще). В ходе общего совета старшин и прявта обсуждается, сколько надо собрать денег, хлеба, меду и прочих припасов для совершения богослужения, и кому быть возатей. После совета начинается сбор. 

Обряд сбора на молян нужных для жертвоприношения припасов весьма замечателен. Этим обрядом, как было уже сказано, может быть подтверждена принадлежность волхвов Несторовой летописи к племени Меря. 
Сборщики приезжают в деревню. Они останавливаются с возом у околицы, и отправляются из дома в дом. Янбед пять раз тычет жертвенным ножом в ворота, оставляемые незапертыми, и потом растворяет их настежь. Потом париндяит с янбедом идут прямо к камню карко-сярко, в который янбед тычет пять раз жертвенным ножом, а париндяит ставит на него священную парку дном вверх. Совершив этот обряд, оба идут в сени,. янбед тычет пять раз жертвенным ножом в дверь избы и отворяет ее.

Когда янбед тычет ножом в ворота, он читает следующую молитву: "Чам-Пас, Нишки-Пас, Свет-Верешки-Пас, Анге-Патяй-Пас, Матушка Пресвятая Богородица, помилуй Васяй (имя хозяина), помилуй Машкась (имя хозяйки)". Тыча в камень карко-сярко, говорит: "Чам-Пас, Назаром-Пас, Кардас-сярко-oзаис, помилуй Васяй, помилуй Машкась". Тыча в дверь избы, обращается с такою же мольбой к Чам-Пасу, Волцы-Пасу и Юртова-oзаису, то есть домовому богу, или собственно богу избы. Обращения к тем или другим божествам, впрочем, изменялись, смотря по тому, по какому поводу совершался молян и каким божествам предположено было приносить на нем жертву.


Федот Васильевич Сычков. Эрзянка.

Когда янбед отворял избу, в ней горел штатол (восковая свеча) на шестке печи, перед которою стоял стол с мешками и мешочками. Перед ним становились замужние женщины семьи, задом к дверям; плечи и грудь у них по пояс были обнажены. Девушки стояли подле них также задом к двери, но не были обнажены. 

Париндяит с янбедом, войдя в избу, останавливались у самой двери, один - держа, палку, другой - жертвенный нож, и громко читали молитву Чам-Пасу, Анге-Патяй и Юртова-oзаису. Тогда старшая замужняя женщина брала обеими руками за тесемки мешок с мукой, закидывала его через голову назад на голые свои плечи и, не оглядываясь, ибо не должно было женщинам видеть в лицо сборщиков, пятилась задом к дверям. Когда таким образом она подходила к сборщикам, париндяит подставлял к спине её священную парку, а янбед, взяв в одну руку мешок, другою рукой пять раз слегка колол подошедшую в обнаженные плечи и спину, читая молитву, обращенную к Анге-Патяй, а потом перерезывал тесемки; мешок падал в парку, а концы тесемок оставались в руках женщины. Она отходила к столу, не оглядываясь; за нею другая таким же образом подходила к сборщикам с другим мешком, третья с третьим, и т. д. 

Если же в семье была одна замужняя женщина, она одна относила к сборщикам описанным порядком приготовленные мешки один за другим. Девушки оставались у стола, они не могли трогать приготовленных мешков. Приняв назначенные для жертвоприношения припасы, париндяит и янбед уходили, не затворяя ни дверей избы, ни ворота, складывали все полученное на воз и отправлялись в следующий дом. Как скоро они удалялись, женщины разводили на шестке огонь, зажигая его горящим штатолом, и сожигали на нем остатки тесемок. Пепел их, вместе с углями, клали в загнетку с молитвой к Юртова-oзаису, которую произносила старшая в доме.

"Вообще Мордовская (Эрзянская. Примечание Мерянии) вера имела, кажется, большое сходство с языческою верой Великоросов (Московитов), если не была одна и та же. У Великоросов (Московитов), уже девятьсот лет принявших христианство, она совершенно забылась, но остатки её сохранились в разных обрядах, из которых многие трудно или вовсе невозможно объяснить. Мордва (Эрзя) крещена не так давно и еще помнит старинную свою веру. По сохранившимся у Мордвы (Эрзи) религиозным обрядам и по преданиям об их религии можно объяснить многие русские обычаи и обряды." подытоживает П. И. Мельников – Печерский в своём очерке. 

Есть давний спор: Что было изначально: Киевская Русьская держава, или Новгородчина, что началась еще в Старой Ладоге с легендарного ободрита Рюрика? Думается, что изначальной для нас, Русских-Московитов, является Мерянская Земля - Меряния - Мерянь Мастор. Ведь первые столичные города наших древнейших княжеств: Сар, Клещин - Переславль Залесский, Сужбал - Суздаль, Ростов Мерьский, Галич Мерьский, Кострома, Владимир и конечно матушка Москва – располагались на землях народа Меря и зарождались на Мерянской этнической основе.

Наши предки Меряне не исчезли в веках, как пишут иногда в популярных книгах по истории, они  вместе с Весью, Чудью, Муромой, Мещёрой, Эрзей, Кривичами, Вятичами, Словенами стали основой Великорусской народности, в результате крещения перешли на славянский язык, и мы, и их потомки, называем себя Русскими.

Источник









Обсудить на нашем форуме

Категория: НаРодности | Добавил: Sventoyar (06.06.2010)
Просмотров: 3040 | Теги: Родная Вера, Наследие Предковъ, Славяно-Арийская Культура, НаРОДности, Мерянские волхвы древней Руси | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
РОДобожие © Льто 7518 - 7531 от С.М.З.Х. 18+ |