Старый деревенский
домик на опушке леса.
На скамеечке среди цветов и лесных трав
сидят крестьянские дети: мальчик
вдохновенно играет на свирели, а девочка,
отложив прялку, задумчиво вслушивается в
грустную мелодию, разносящуюся в теплом
вечернем воздухе. Маленький старичок,
похожий на лесного жителя, бредет по
дорожке. Все буйно цветет. Домик надежно
скрыт в густых, дремучих зарослях... Это —
мир ожившей мечты. Он когда-то открылся
Ефиму Васильевичу Честнякову...
Ефим Васильевич
Честняков
Имя этого замечательного человека стало
широко известно только в 1968 году, когда
летом экспедиция сотрудников
Костромского музея благодаря счастливой
случайности обнаружила его картины и
глиняные скульптуры в деревне Шаблово, где
он родился и жил. После восстановления
московскими реставраторами произведения
мастера были выставлены для обозрения в
музеях Москвы, Петербурга, Турина,
Флоренции, Парижа и всюду пользовались
большим успехом: так ярки, необычны,
глубоко искренни они были.
Приход колдуна
Ефим Честняков родился в простой крестьянской семье в 1874 году и
образование получил вопреки воле родителей. Получив звание народного
учителя, он с энтузиазмом работал в деревенских школах и даже в
костромском училище для малолетних преступников. А в один прекрасный
день, неожиданно для всех, уехал учиться живописи в Петербург. Его
учителем был сам Илья Репин. Впрочем, вскоре мастер отказался давать
уроки своему талантливому ученику из опасения «испортить» ни на что не
похожую манеру молодого художника.
Честнякову
прочили большое будущее как
художнику, но в 1914 году он в очередной раз, неожиданно для всех, круто
развернул судьбу, решив навсегда вернуться в родное Шаблово.
С того момента Ефим видел свое
призвание в том, чтобы с
помощью данного ему таланта и полученных знаний раскрыть дремлющие в
народе творческие и духовные силы, «пробудить Человека в человеке». Он
хотел показать людям, что жизнь может быть совсем иной, а источник этого
преображения находится не где-нибудь за тридевять земель, а в нас
самих. Он с вдохновением творил в суровые и трагические годы, хотя
деревенский быт отнимал практически все время, а бедность была такая,
что вместо карандашей и красок часто приходилось использовать цветные
речные камушки. Он писал романы и философские трактаты, напоминавшие
космические пророчества
московского футуриста Велимира Хлебникова и натурфилософские афоризмы
русина(украинца) Григория Сковороды.
Тетеревиный
король
Сочинял сам и собирал сказки и
песни, поведанные последними представителями финно-угорского народа
Меря, изобретал музыкальные
инструменты, делал, как в средние
века, рукописные книги с рисунками. Ходил в соседние деревни «устраивать
театр», где в качестве персонажей выступали глиняные куклы. Ефим
устроил детский сад в собственной избе. И бывшие его воспитанники, ныне
глубокие старики, вспоминают, как он водил их слушать ручей, учил
понимать, о чем говорит природа. Учил молчать и растворяться в
окружающем мире.
Еще не изданы многие литературные труды
Честнякова: роман, повести, сказки, пьесы.
Еще ничего почти не известно о последнем
тридцатилетнем периоде жизни художника.
Недавно ничтожно малым тиражом вышел
сборник поэзии Ефима Честнякова. И сразу
же будто яркий цветной луч осветил его
картины, и еще заметнее стало, что лирика
его и живопись вдохновлялись огнем
сердечного знания.
Он был
известен в округе как
ведун и целитель. «В войну, когда
девчонкой была, — рассказывала одна из
жительниц деревни, — все к нему ходили. Он
детей лечил, у него обо всем спрашивали.
Помню, бабка к нему пришла: "Ефим, скажи
правду мне, придет дочка с войны?" А он
"иди" да "иди", в спину
выталкивает. Она вышла, а по дороге дочка
ее на костылях идет». До сих
пор показывают Ефимов ключ, где, как
утверждают старые местные крестьянки, «происходит
с человеком что-то чудное.
Случались
такие чудеса и с самим Ефимом. Не зря же он,
неуемный, все хаживал к своему ключу.
Ефимов ключ.
Современный вид.
И
днем, и вечером, а то и глубокой ночью». «Его
советы все не мимо шли», — до сих пор
говорят о Честнякове земляки.
Рассказывают, что Ефима Васильевича
хоронили несколько тысяч человек. Все пять
километров до большого кладбища несли его
на руках, из всех деревень люди собрались...
На могиле установили крест с надписью: «Спи
спокойно, наш учитель». Именно учителем
Добра стал этот необыкновенный человек не
только для детей, которым посчастливилось
общаться с ним, но и всем, кто познакомился
с его удивительными картинами, рисунками,
скульптурами.
В одном
письме, примерно 1925
года, Честняков рассказывает: «Искусство
поэзии, музыки, живописи и простой быт
жизни влекли меня в разные стороны, и я был
полон страданий, и думал, и изображал, и
словесно, а не одним маслом писал. Только
сборы у меня трудные, потому что мир
искусств моих сказочный. Впереди несется
фантазия, и мир такой, какого не было еще и
теперь еще не нашли. А все представляет
одно, одну картину. Я назвал: "Страна
обетованная". Не путай, не земля —
Страна обетованная!» Он пишет о главном
своем произведении, так неудачно
названном реставраторами «Город
Всеобщего Благоденствия» (то есть нечто
утопическое и в то же время конкретно-утилитарное:
осуществление мечты о всеобщей сытости).
Это тот самый «Ефимов Кордон», тот «Рай», о
котором мечтал художник и в существование
которого свято верил.
Слушают гусли
«Фантазия — она
реальная, — любил
повторять Честняков. — Когда фантазия
сказку рисует, это уже действительность. И
потом она войдет в обиход жизни, так же как
ковш для питья. И если идея есть о
переселении на другие миры, например, то
она осуществится».
Еще многое в его литературном творчестве не расшифровано, не раскрыто,
но уже один этот отрывок говорит о том, что перед нами мыслитель из
когорты великих русских космистов. В стихотворении Честнякова «За живой
водой» герой его восклицает:
Я направляю свой поход
Туда, где Солнышка восход.
Хочу до Солнышка дойти,
Моря живой воды найти.
И если впрок пойдут труды,
Я принесу живой воды...
И Ефим Васильевич Честняков выполнил свое обещание. Такой «живой
водой» стало его творчество.
PS Музей Ефима Честнякова в Шаблово
Въезд в Шаблово
Сегодня родина
Ефима Честнякова возрождается. Ввозрождение
Шаблово началась с того, что Александр
Матюхин, бывший военный, выйдя в отставку,
устроился воспитателем в один из
костромских детских домов. В конце 90-х
вместе с женой Мариной они решили взять на
воспитание в семью несколько своих
подопечных.
В их планах -
привлечь в Шаблово другие приемные семьи,
взять под опеку одиноких стариков из
окрестных деревень, чтобы все три
поколения жили вместе, учась и поддерживая
друг друга. Уже в первый год жизни в
Шаблове Матюхины организовали здесь
встречу бывших местных жителей, а чуть
позже - слёт приемных семей Костромской
области. Воодушевление Матюхиных
передалось и другим. С 2002 года на
постоянное жительство в Шаблово переехали
еще несколько семей из Москвы и Костромы.
Дом - музей Ефима Честякова в
Шаблово.
27 июня 2002г. люди,
пришедшие в Шаблово на День памяти Ефима
Честнякова начали сбор средств для
строительства дома-музея художника. За год
было собрано около 60 тысяч рублей.
Общественное начинание привело к тому, что
областные и районные власти были
вынуждены подключиться, и к 27 июня 2004 г. был
построен и открыт дом-музей художника.
Более подробно об этом можно прочесть
здесь - ПРОТЯНЕМ
РУКУ ПОМОЩИ ТЕМ, КТО РЕАЛЬНЫМИ ДЕЛАМИ
ВОЗРОЖДАЕТ РУСЬ!
В Мой Мир
Обсудить на нашем форуме
|