В августе в редакции газеты побывал наш земляк, сегодня проживающий в Перми, член Союза художников России Валерий Семочкин.
Родился он в 1951 году в селе Богданово. Вместе с родителями ненадолго
уезжал в Хабаровский край, а по возвращении семья с детьми обосновалась в
р.п. Ржакса. Здесь он учился, занимался музыкой, пел в хоре. С теплом и
огромным уважением вспоминает он своего учителя музыки и наставника
В.А. Астахова. Но со временем его потянуло к живописи, это и стало делом
его жизни. Однако Валерий отмечает, что занятия музыкой оставили в нем
неизгладимый след и проявляются в его творчестве.
- Сегодня мне люди говорят, что в моих картинах есть музыка, а эту
музыку заложил мне Виктор Андреевич Астахов", - отмечает Валерий
Семочкин.
Не все просто было на его творческом пути, но он упрямо шел к своей
цели. Закончил отделение монументальной живописи Харьковского Института и
всецело отдал себя любимому делу. Переехал в Пермь, где и сегодня
проживает с женой и двумя детьми.
По его представлению, весь мир - это прекрасное божественное творение. С
горечью отмечает, как вымирают деревни, которые необходимо возрождать,
иначе всем будет плохо.
- Я поехал в Богданово, там все заросло. В родном доме пока жила тетя,
трава-мурава росла, она умерла - бурьян пошел. В Инжавино строится
птицефабрика, а я опасаюсь за чистоту Вороны, которой я всегда хвалился
перед знакомыми, друзьями. У меня душа болит за все это. Я делаю русские
картины, чтобы природу сохранить, чтобы деревню возродить, - говорит
он.
Он считает, что природу нужно не покорять, а просто любить, беречь ее
чистоту. Сам он очень любит бывать в лесу и сетует, что и там люди
ухитряются оставлять свой грязный след. "Уйдешь вглубь леса на три
километра. Здравствуй, лес! Смотришь, а там мусор, - говорит он. - Я
телевизор не смотрю, вместо этого в лес хожу, разговариваю с лешим.
Собираю нужное для себя. В любой вещи я вижу сразу образ, который стоит
немного подделать и он будет виден другим. У меня на выставке один зал
был специально посвящен лесной тематике: рисунки на бересте, на досках.
Люди приходили, садились и чувствовали себя как на природе".
В общении с природой Валерий Семочкин черпает силы и бывает счастлив.
Слово "счастье" для него означает быть с частью чего-то. Если ты
ощущаешь себя частью природы - ты счастлив, а деньги, семья - это
вторично.
В беседе Валерий Семочкин затронул и такую проблему, как воспитание
юного поколения. По его мнению, у молодежи сегодня нет культуры, потому
что с нею никто не занимается. Сам он встречается с молодежью, читает
лекции, приглашает к себе в мастерскую. "Я им даю сведения, которые мне
самому в школе не давали. Например, почему Россия называется Россией,
что у древних славян означало то или иное слово".
Он рассказал один интересный случай, произошедший с ним в Ржаксе.
- Вышел вечером на улицу, сижу на пороге, а неподалеку молодежь
собралась, разговаривает и слышится мат. Я подошел к ним, поздоровался.
Начали знакомиться. Они мне называют свои имена, а я говорю, я - Дурак.
Они засмеялись. А я объяснил, что у древних славян слово "дурак" носило
совсем иной смысл, чем в него вкладывает современный русский человек.
Дурак - просветленная личность, "Ра" - солнце, свет, "Ду" - дух, "к" -
предлог принадлежности, то есть дословно приближенный к духу солнца,
либо светлый дух. Не даром в славянских сказках именно Дурак является
положительным героем, и именно он всегда выходит с честью из сложных
ситуаций. В нем есть корень "ура" - это слово кричали наши витязи, когда
шли в бой. А еще молодых мужчин называли гои. Вспомним из легенд,
заходит мужчина, а у него спрашивают: "Гой еси, добрый молодец?". То
есть: "Свет ты несешь?" А он отвечал: "Да, я Гой". А кто нарушал этот
свет, был изгой. Рассказал им это все и они заинтересовались.
А еще Валерий Семочкин женщин называет бабами, многие обижаются, а он
объясняет, что на Руси "баба" - это было уважительное обращение к
женщине. Разделив слова на слоги, он дает объяснение и другим словам.
Например, вера (ве - ведать, а ра - свет, который все рождает во
вселенной) или культура, (культ - почитание, ра - свет).
Он отмечает, что молодежь тянется к зарубежной культуре, но среди
молодых людей все больше появляется тех, кто интересуется историей своей
Родины. Это проявляется и в картинах, и в музыке. Например, один его
знакомый молодой человек организовал ансамбль славянской музыки. Они
собирают древние инструменты, песни, которые пели наши бабушки, дедушки.
И это говорит о том, что идет возрождение Руси.
Основным направлением в его творчестве является Ведическая культура
славян. Мировоззрение далеких славянских предков, живших еще в XVIII
веке до н.э., настолько увлекло Валерия Семочкина, что сейчас он и не
мыслит своего творчества вне этой системы. Как он говорит, душа просит
вернуться к этому, давно утерянному мировоззрению, поскольку именно в
нем и сокрыты основы современного бытия. Все возвращается на круги своя,
так и человек должен возвратиться к своим духовным основам.
Своим творчеством он строит мост из прошлого, через настоящее - в
будущее. Работает в разной технике: живопись, графика, мозаика, чеканка,
роспись по дереву.
Он говорит, что пишет ликоны (от слова "лик"). По мнению искусствоведа
О. Власовой, образы славянских богов получают в интерпретации мастера
полную убедительность. Во многом - благодаря профессиональному умению
строить форму даже в самых фантастических по замыслу композициях. Здесь
художник выступает прямым продолжателем таких крупнейших русских
художников рубежа XIX-XX века, как М. Врубель, Н. Рерих, В. Васнецов. Но
еще важнее для убедительного истолкования древнеславянской мифологии -
глубокая вера самого автора. Художник советует воспринимать живопись в
процессе медитации - медленного созерцания и погружения в представляемый
мир. Надо всматриваться и вслушиваться в картину, как в музыку. Только
тогда, - говорит художник, - человек начинает понимать, что он тоже
частичка Бога, не равная ему по величине, но одинаковая по сущности.
В работах В. Семочкина образы глобального символического значения. У
него они получают внушительное, монументальное воплощение. Большие
размеры холста, масштабность фигур, укрупненность изобразительных форм -
все выражает величие древних космогонических представлений.
Но монументальность - это ведь не только и не столько масштабность форм.
Это особенность восприятия мира, особенность передачи его глобальных
структур. Сохраняя монументальность и ясность решений, живопись В.
Семочкина способна выражать самые сложные представления. При этом
художник работает и спонтанно. Как он сам признается, картина подчас
создается как выплеск чувств и эмоций, не имеющих рационального
толкования.
* * *
В начале этого года в Перми к 60-летию художника была организована
юбилейная персональная выставка "Касание Сварога". (Сварог -
родоначальник большинства славянских богов). Его работы нашли живые
отклики у посетителей. Вот некоторые из них, оставленные в журнале
отзывов:
= "Благодарим за чистоту и свет, что несут Ваши работы! Они прекрасны! И
тем более приятно ощущать: мы - славяне! Счастья Вам, дальнейшего
процветания и успехов!"
= "Живая мощь славянской славы
Край воинов суровых и прекрасных дев.
То предков дух нас окружает,
Сойдя из древних тайных Вед".
= "Поражена… как все это мы позабыли? Остались только отголоски,
маленькие всполохи в памяти и осколки. Спасибо Вам, что терпеливо и по
крупицам собираете мудрость и память древних веков".
= "Здорово! Удивительно! Божественно!
Душа художника - душа России. Очень сильно! Сразу хочется петь,
ликовать. Пока есть на Руси такие люди, жива Россия будет! Слава
России!"
= "Ваши удивительные работы, Ваше вдохновение и тайное своеобразное
восприятие увиденного мира - подарили нам радостные минуты созерцания,
сопереживания и видения мира! Спасибо".
= "Добро побеждает зло. То, что Вы делаете, останется в душах людей
навсегда. Ваши картины меняют людей. Следующие поколения продолжат нести
Вашу идею. И наступит тот миг, день… лето, когда мир изменится, и все
то, чему Вы посвящаете свою жизнь отрезонирует. Я верю. Вера в добро
мощная сила… а близость к природе поможет. Природа - мать наша…
Силы и света Вам. Благодарю за все".
= Картины В. Семочкина необычные, завораживающие, они находятся в
частных коллекциях в России, Дании, Германии и Америке. А еще его можно
назвать счастливым человеком, потому что его дело продолжают два сына:
Владимир и Александр, занимающиеся живописью. Всех их объединяет интерес
к славянским корням, к мифологическим представлениям древности, к
духовным основам человеческой жизни. Так что творческая династия семьи
Семочкиных продолжается…