Перейти к галерееСохранить картины (12 Мб)Апполинарий Михайлович Васнецов (1856–1933), русский художник, теоретик
искусства и историк, представитель изобразительного искусства русского
модерна. Родился в селе Рябово (Вятская губерния) 25 июля (6 августа)
1856 в семье священника. Учился живописи у старшего брата, В. М.
Васнецова. В 1870-е годы, проникшись идеями народничества, оставил
искусство, став сельским учителем, но вскоре вернулся к живописи. В
1880–1890 жил в Петербурге, помещал свои рисунки в журналах «Живописное
обозрение», «Всемирная иллюстрация» и др. Затем переселился в Москву.
Был членом «Товарищества передвижников» и одним из организаторов «Союза
русских художников» (1903). Преподавал в Московском училище живописи,
ваяния и зодчества (1901–1918), руководил классом пейзажной живописи
после смерти И.И.Левитана.
Важное место в его искусстве заняли мотивы девственной природы
Урала и Сибири, образы древних гор, хмурых лесов и полноводных рек –
эпические образы, примыкающие к искусству северного модерна (Тайга на
Урале. Синяя гора, 1891; Кама, 1895; обе картины в Третьяковской
галерее, Москва; Северный край. Сибирская река, 1899, Русский музей,
Петербург). Вошел в традицию прежде всего своими
историко-архитектурными картинами, проникновенно воссоздающими облик
Москвы 12–17 вв., чаще всего – Москвы последнего «допетровского» века
(Улица в Китай-городе. Начало 17 века; Москва конца 17 столетия: на
рассвете у Воскресенских ворот, обе работы – 1900; Книжные лавочки на
Спасском мосту, 1912; Гонцы. Ранним утром в Кремле, 1913; все картины в
Третьяковской галерее; и др.). Точные данные современной мастеру
археологии одушевлены здесь поэтической фантазией, передающей не
какие-то кусочки старинного быта, а его целостную среду. К этим вещам
по духу близки и театральные работы художника (оформление Ивана
Сусанина М.И.Глинки, 1885, и Хованщины М.П.Мусоргского, 1897, для
Частной русской оперы С.И.Мамонтова; и др.). Был членом Московского
археологического общества (с 1906) и председателем Комиссии по изучению
старой Москвы (с 1918); сделал на их заседаниях немало научных
докладов. Написал главу «Облик старой Москвы» для второго тома Истории
русского искусства (1910), выходившей под редакцией И.Э.Грабаря.
В своей книге Художество. Опыт анализа понятий, определяющих
искусство живописи (1908) стремился восстановить идеально-классические
представления, полагая, что вне идеалов (или «вне тезисов искусства»)
«начинается область заблуждений». С этих позиций критиковал
«декадентщину». Размежевание модерна и авангарда проявилось здесь так
же отчетливо, как и в арт-критике А.Н.Бенуа. После революции продолжал
свой цикл «историко-археологических» пейзажей, исполнив в 1920-е годы
ряд картин для Коммунального музея (ныне Музей истории и реконструкции
Москвы). Писал также живописные этюды Москвы и Подмосковья.
Умер Васнецов в Москве 23 января 1933.