В
различных телепередачах нам всё время рассказывают о развалившихся
российских деревнях, о пьяни, которая живёт в глубинке. Ощущение, что на
Руси не осталось крестьянства. Но попав на Алтай, понимаешь, что это не
совсем так. Вернее, совсем не так. Вопреки всем демократическим
реформам, кое-где деревни не только сохранились, но ещё и расширяются,
обновляются, раскрашиваются различными цветами так, что сверху, с
вертолёта, кажутся собранными из детского конструктора «Лего».
Самая
знаменитая деревня на Алтае – Сростки. Стоит она у срастания двух рек:
Катуни и Бии, которые сливаются здесь, среди холмов, в знаменитую Обь.
Думаю, что название реки – Обь – от слова «обе».
Сростки – родная деревня Василия Шукшина. Сохранился дом его матери, который он купил ей в 70-ые годы.
В
память о нашем русском гении, режиссёре, писателе, актёре, на горе за
деревней проходят ежегодные шукшиновское чтения. Прямо напротив
памятника Василию Макаровичу. Стоишь на холме, и такая за деревней
открывается даль и ширь, что хочется превратиться в этот памятник,
застыть и смотреть, смотреть, и ещё раз смотреть на свободолюбивые
просторы. И набираться от них силы, для того, чтобы выстоять, не
потерять себя.
Низкий
русский поклон латышскому режиссёру Херманису, который вопреки
маркетингу, вычислившему успех театральной депрессухи и чернухи,
поставил спектакль по рассказам Василия Макаровича с Мироновым и
Хаматовой в главных ролях. Чтобы вжиться в роли, Херманис предложил
актёрам поехать в деревню Сростки поглядеть на типажи людей, описанных в
рассказах. Вернувшись с Алтая – вот он урок нам, русским людям, -
Херманис во всеуслышание сказал: «Вы, русские, не знаете, что ваша
валюта – это ваша земля и ваши люди!»
Алтайские
лошади, как и местные жители, ростом не вышли. И не очень фигуристые.
Зато необычайно умны, выносливы и надёжны: отпустишь поводья – сама тебя
в нужное место доставит, словно у неё в голову вмонтирован
GPS-навигатор.
Приезжали
на Алтай из Франции «покататься» в загадочных горах ихние графья.
Захотелось им на красоты российские поглядеть, себя, естественно,
показать - как наездничать умеют! Привезли с собой лаковые чёрные
сапожки для верховой езды, кепчонки брендовые, хлысточки, ретузы
кальсонистые, белоснежные …. И в таком виде поутру заявились в нашу
конюшню. Лошади, как их увидели, вместе с конюхом ржать начали.
Французы сильно расстроились. Они ж думали в России все лошади рысаки,
сивки-бурки, вещие каурки. А тут? Помесь кобылы с ишаком. На таких не
поскачешь через частоколы местные покосившиеся, ежами ощетинившиеся, не
попрыгаешь. Зато через неделю, расставаясь с этой «помесью», плакали,
обнимали, будто с верными друзьями прощались: ни разу над кручей
бездонной ни у одной из них нога не «поскользнулась», в горных реках на
каменистом дне в стремнине не подкосилась!
Да, не поскакали, как мечталось….. Но ведь и негде было, да и некогда. Красота зато вона какая! Только успевай любоваться.
Мишка на дереве.
Самые
любимые и почитаемые у славян среди животных и птиц – медведь, волк и
лебедь. Почему? Самое главное для них в жизни – семья. Лебеди остаются
верными даже после смерти одного из «супругов». Волк – один из самых
заботливых отцов. Медведица готова броситься, как Матросов на амбразуру,
ради своих медвежат.
Кстати
берёза – тоже неспроста любимое дерево славян. Поглядите внимательно,
как растут берёзки. Пучками-семейками! А потом семейки разрастаются, и –
целая рощица-племя. А рощицы уже сливаются в целый лес-страну.
Алтай – замечтательный край для человекофобов. Каждый год в местные
деревни прибывают со всех уголков России мизантропы, которым осточертели
суета, телевизор и Интернет. Одна из таких деревень в народе зовётся
Городом Мастеров. Здесь поселились художники, писатели, резчики по
дереву, берестяных дел мастера, кузнецы-умельцы, мастерицы по вышивкам.
В городе Мастеров есть даже свой собственный театр.
И в нём не часто, но проходят спектакли и концерты местной, а также заезжей самодеятельности.
А
дискотека, чтобы в деревне не нарушалось душевное «Беловодье»
творческих человекофобов, вынесена на берег реки. Среди круч и порогов
Катуни она кажется с другого берега беседкой для чаепития. Да и децибелы
разжижаются просторами и не тревожат мирное недецибельное коренное
алтайское население.
Нигде
в России я не встречал таких патриотических названий и вывесок, как на
Алтае. Жива ещё наша славянская душа! И ведь все эти названия не
вычислены маркетологами, а подсказаны чуйкой, сердцем, душой… Зато
заманухами работают не хуже, чем иностранные бренды. Но форматным
столичным маркетологам это пока невдомёк.
В рестораны Сибири проникла столичная зараза, которая отшибает память у местных рестораторов о нашей родной еде.
Даже в придорожных забегаловках сплошные салаты «Цезарь» и «Греческие».
Ощущение, что Сибирь, и та, «огречилась» и «орамеилась».
- Скажите, а у вас из собственной сибирской еды ничего нет? – спрашиваю у официантки.
- Есть. Равиоли.
- Ваши, сибирские?
- Да, конечно. Ещё есть тартар из салмона.
- А драников из потато у вас нет?
Поздно вечером вернулись на базу «ТурСиб».
Только
собрались перед сном согласно старинной русской традиции утрамбовать
впечатления за день тройной костровой ухой с затушенной в ней
головешкой…
Подошли туристы из Новосибирска. Узнали:
- Ты всё, Николаич, знаешь. За кого голосовать-то надо?
Что на это ответить?
Мы,
славяне, православные. Вечно верим, что придёт когда-нибудь добрый,
хороший дядя-правитель, всех нас накормит, напоит, спать уложит,
одеяльцем прикроет… А пока мы будем спать, ещё и вину каждого из нас
искупит. Один за всех! А у этого выражения, между прочим, продолжение
есть – и все за одного! Но мы почему-то об этом забыли…
Наш Теремок после того, как на него сел медведь.
Я тоже из этого теремка. И тоже православный, а потому бываю излишне
доверчивым. Сегодня я бы поверил только тому, кто сказал бы: «Прежде чем
вступать в Парижский клуб, поднимать экономику и приглашать инвесторов,
мы проведём по всей России субботник: очистим то, что дано нам Богом,
от мусора».
Прикольно, согласитесь… В тайге провести субботник!
А ещё я бы призвал всех голосовать только за того, кто пообещает
изменить реформу образования. Ведь без образования никому не найти пути в
Беловодье.
Однажды утром, будучи в Гималаях, я подошёл к трём гималайцам – курили у костра, судя по всему, анашу. Спросил:
- Где тут у вас Шамбала?
Старшой от такого вопроса затянулся поглубже, потом на ломаном
английском ответил коротко, как и подобает всем гималайским мудрякам:
- Шамбала – в душе у каждого!
- Это такая сказочная страна. – пояснил мне, тупому европейцу, тот, что помоложе.
Потом они посовещались о чём-то и старшой спросил:
- Ты из Европы?
- Ну да, в какой-то степени…
- Тогда мы поняли, что тебе надо. Смотри, вон туда иди, прямо… За камнем направо, пятьсот метров – там Шамбала!
Я пошёл. И правда! За камнем, смотрю, деревянная стрелочка-указатель. На ней ясно по-английски написано «Шамбала. 500 метров».
И точно – ровно через пятьсот метров ресторан. Называется «Шамбала». Я
сфотографировал. Хотел разослать всем, кто ищет Шамбалу и раскручивает
на это дело спонсорьё. И что вы думаете? Фотка не получилась! Одно
светлое пятно. Со святым словом не шутят.
Слава Богу, на Алтае не додумались открыть ресторан «Беловодье». Ведь
Беловодье – прав старшой гималаец – должно быть в душе, и за деньги его
никак не приобрести.
Источник